«Умные градоначальники» должны
обустроить «умные города», в которых будут жить «умные горожане» Взгляд на великолепную панораму испанской Барселоны будет неполным, если не знать, как разумно устроен этот современный «умный город» Как оценить в деньгах изменение самой реальности
Уже никто не сомневается в том, что Всеобъемлющий Интернет (Internet of Everything или IoE) весьма скоро объединит в единое информационное пространство людей, данные, процессы и электромеханические устройства, промышленные датчики - от дорожной инфраструктуры до кардиостимулятора,
Можно, не боясь впасть в преувеличение, сказать, что этот радиус (рано или поздно) будет равен радиусу Земли. Такое сравнение поневоле напрашивалось в ходе недавнего брифинга в московском офисе компании Cisco - мирового лидера в области сетевых технологий, меняющих способы человеческого общения, связи и совместной работы. По данным Cisco, если в 2000 году к Сети было подключено примерно 200 млн. физических объектов, то благодаря мобильным технологиям и BYOD число физических объектов в Интернете в 2010 году увеличилось до 12,5 млрд., К 2015 году оно вырастет до 25 млрд., а в 2020 году составит 50 млрд. подключенных устройств. Причем, специалисты Cisco называют этот прогноз консервативным и полагают, что он будет существенно превышен. О том, какие выгоды и преимущества Всеобъемлющий Интернет сулит социально-экономическому развитию человечества, о решениях в области "Умных городов" журналистам рассказали директор Cisco по развитию бизнеса в России/СНГ Лев Левин и специалист Cisco Екатерина Климанова. Экономический потенциал IoE на ближайшие 10 лет специалистами Cisco оценивается в 19 трлн. долларов США, из которых 5 трлн. долларов падает на госсектор (оказание госуслуг, развитие различных сфер городского хозяйства - образование, ЖКХ, медицина, торговля и т.д.). Именно на фоне этого мощного экономического запроса и появляются проекты класса "Умный город".
В реализацию проектов класса "Умный город" как раз и будут "включены" (в прямом и переносном смысле) упомянутые выше 50 млрд. устройств Сети.
Это распределение зависит от специфики той или иной сферы городского хозяйства, включенной в проект. Приведем далеко не полный их список и объем устройств: а) Авто/Транспорт - всего более 500 млн. устройств б) Умный город - всего: более 1 млрд. устройств в) Безопасность - всего: более 100 млн. устройств г) Электронное здравоохранение - всего: более 100 млн. устройств д) Промышленность - всего: более 1 млрд. устройств е) Энергетика и ЖКХ - всего: 500 млн. - 1 млрд. устройств ж) Торговля - всего: более 200 млн. устройств
Как не превратить город в "лоскутное" одеяло
Во время брифинга специалисты Cisco подробно рассказали о том, как эта работа ведется в Барселоне. Особо была подчеркнута необходимость использования не "лоскутных" решений, которые заказчиками использовались поначалу при решении задач, а комплексного подхода, поскольку он является наиболее эффективным и экономически обоснованным. Все решения, связанные с проектом "Умный город" включают в себя, как платформу, беспроводную сеть передачи данных - городской Wi-Fi, что позволяет предоставлять широкий спектр соединений и доступ к многочисленным городским ресурсам. И уже к этой платформе производится подключение различных дополнительных услуг и сервисов в области ЖКХ, энергетики, безопасности, транспорта, "умных зданий", медицины, образования, предоставления госуслуг и т.д. Впрочем, чтобы у читателя не создавалось ощущения одной лишь "радужной перспективы", внесем отрезвляющую нотку: в наши дни разработчики проектов класса "Умный город" сталкиваются с немалым рядом трудностей. И об этом представители Cisco, разумеется, тоже не умолчали, подчеркнув, что пока не приходится говорить об исключительно простой практике реализации этих проектов. Главная проблема, по их словам, носит организационный характер и связана с тем, что различные департаменты города отвечают каждый за свой "кусочек" жизни. Это характерно как для России, так и для других стран. Например, департамент, отвечающий за транспорт, не может контролировать вопросы, которые находятся в ведении департамента городского хозяйства, отвечающего за освещение города, или подразделения, на которое возложена безопасность. Каждый из таких департаментов имеет свой круг компетенции и ответственности, свой бюджет, свои задачи. И нередко они решают какие-то одинаковые задачи, создают параллельные решения. Более того, бывает и так, что одновременно строится несколько сетей - одна сеть решает транспортную задачу, другая - проблемы безопасности, третья - вопросы ЖКХ. "Лоскутность" приводит к увеличению затрат города, поскольку создаются параллельные инфраструктуры, которые не могут взаимодействовать между собой.
В результате, решение, которое предназначено для интеллектуальной транспортной системы (ИТС) - датчики, которые определяют загруженность города, плотность движения, управление светофорами - никак не интегрировано с освещением города, поскольку для системы освещения ставятся собственные датчики. Свою начинку получает система безопасности города. И тогда выходит, что камеры ИТС нельзя подключить к системе безопасности города. Всё это приводит к сужению функционала подобных систем. Вывод напрашивается сам собой: отказаться от "лоскутных" решений в пользу комплексного подхода. А для этого совершенно необходимо, чтобы трансформационные проекты - те, которые реально меняют жизнь горожан, - выполнялись под непосредственным руководством топ-менеджеров - мэра и вице-мэров. Это позволит скоординировать усилия (и расходование бюджетных средств на эти цели) различных подразделений городской администрации и обеспечить их совместную работу.
Следствием именно комплексного подхода являются первые эффективные примеры реализованных или реализуемых проектов в таких городах, как Сонгдо (Южная Корея), Ницца (Франция), Барселона и Сарагоса (Испания), Копенгаген (Дания), Гамбург (Германия), Сан-Карлос (штат Калифорния, США) и Канзас-Сити (штат Миссури, США). Как, "витая в облаках", знать, что происходит на земле
А начинали все с того, что создавали единую, в полном смысле слова "вневедомственную", платформу "Городской Wi-Fi", предназначенную для предоставления широкого спектра услуг и решения разнообразных задач.
Затем перед всеми первопроходцами вставал и другой важнейший вопрос технического характера: каким образом собирать и передавать информацию с задействованных систем - ведь для каждой из городских сфер требуется сбор большого объема данных не только из Сети, но и внешнего, отнюдь не виртуального мира.
Однако, учитывая, что никакие программные средства не гарантируют стопроцентно безошибочные решения, надо заложить в систему и возможность "ручного управления". Далее следует найти ответ на вопрос о том, как интегрировать данные из разных систем друг с другом так, чтобы на выходе получалось интеллектуальное решение. Оно должно обеспечить такой режим, при котором информация в зависимости от ее вида и содержания передается не только своевременно, но и лишь "надлежащим получателям" (например, отвечающим за жизнеобеспечение определенных инфраструктур города), либо - в зависимости от регламента - и обычным горожанам: например, о графике движения автобусов, о степени загазованности-загрязненности конкретных городских территорий и т.д. Разработчики доказали, что смогут находить нужные решения для подобных и любых других ситуаций городской жизни. При этом информация об одном и том же факте может передаваться разным получателям с предложениями разных решений. Например, при автоаварии с пострадавшими информация передается в соответствующие структуры города и ее поступление автоматически обеспечивает вызов машины (или вертолета) скорой помощи, автоинспекции, а при повреждении опоры освещения - в службу устранения таких последствий. В то же самое время водителям автомашин на их приемные устройства поступит автоматическое предупреждение о данном ДТП, ограничениях движения на данном участке с предложением оптимального маршрута объезда данного участка. Маршрут будет мгновенно сформирован интеллектуальной транспортной системой (ИТС) с учетом данных других городских систем. При таком подходе вовсе не фантастическим может быть даже решение ИТС, которое в те же секунды будет выдано машине скорой медицинской помощи - для нее в считанные минуты будет очищен необходимый участок городских магистралей: основной поток машин через систему светофоров будет направляться в обход района ДТП. А с возвращением медицинской машины на "базу", ИТС без промедления будет выделять освобождаемые участки улиц для общих нужд. Затем свои сообщения получит каждая из страховых компаний, которые определятся по госномеру машин-участниц ДТП и базам данных страховщиков. После этого дежурный страховой комиссар решит, что надо сделать, чтобы максимально были защищены права и клиента, и компании - вполне, например, может оказаться достаточным получить видеозапись ситуации на данном участке улицы. В итоге исчезнет проблема многочасового мигания "аварийками" - автоинспекция по записи сможет определить реальное положение каждого их участников ДТП, оценить правомерность их действий. Такие мгновенные решения - параллельная работа на городские службы и горожан, специализированные решения для городских служб (например, в чрезвычайных обстоятельствах) - это результат именно комплексного подхода при реализации проектов "Умный город". Правда, в будущем очень многое будет зависеть от городской администрации - ключевого постановщика задач по внедрению комплексных решений проектов "Умный город" на подведомственной территории. В выигрыше всегда будут те города (и их жители), где представители администраций будут не только способны оценить все преимущества жизни в "Умном городе", но и четко ставить задачи разработчикам необходимых решений. Как направить в казну устойчивые финансовые ручейки
В Барселоне, городе с населением более 1,6 млн. человек, мэрия стремится поддерживать репутацию лидера по урбанизации. Достаточно назвать хотя бы несколько реальных достижений столицы Каталонии на базе проекта "Умный город": создано 44 тысячи новых рабочих мест; появилось 1500 новых компаний; решение по управлению водопотреблением - "умное водоснабжение" принесло городу экономию в размере 58 млн. долл., эффект от внедрения решения "умная парковка" оценивается в 53 млн. долл., эффективное управление освещением дало экономию в 47 млн. долл., экономическая эффективность решения "умный автобус" оценивается в размере 28 млн. долларов. С архитектурой отдельных решений жители Барселоны сталкиваются каждый день. Вот как выглядит, например, "умная остановка" (элемент проекта "Умный город" в Барселоне) - на слайде есть ряд необходимых пояснений:
Как видим, стараясь удовлетворить потребности горожан и многочисленных туристов в услугах общественного транспорта, администрация города не забывает и о возможности пополнения городского бюджета - экраны со сменной рекламой на каждой остановках образуют незаметные, но устойчивые финансовые ручейки в казну Барселоны. Кстати, о рекламе, точнее - о том, что скрывается в рекламном коробе - вот она, "умная начинка", обеспечивающая и беспроводную связь, и финансовое благополучие проекта:
Не останавливаясь на детальном описании элементов проекта "Умный город", отметим лишь, что этот сервис приспособлен к многозадачным решениям, потребность в которых любой город испытывает ежедневно, ежечасно, ежеминутно. Приводимая картинка позволяет понять, как, к примеру, в таком проекте функционирует система "Безопасный город и реагирование на происшествия" в Барселоне:
По мере развития и внедрения проектов "Умный город" каждый раз будет идти речь об извлечении полезного опыта. И проект Барселоны показывает, что здесь добиваются необходимой эффективности, обеспечивают удовлетворение различных запросов горожан, а линейка таких решений оказывается даже шире, чем предполагалось поначалу. Условием такого улучшения стало вовлечение в проект городского населения, его активная роль в реализации и повышении качества проектов. Вот один из таких примеров Барселоны. Благодаря участию волонтеров из числа жителей города, согласившихся в постоянном режиме носить специальные датчики, стало возможным в режиме реального времени получать информацию об экологическом состоянии города. Самих же волонтеров теперь по праву именуют "умными горожанами".
Как обеспечить и экономический эффект, и информационную безопасность
Высокотехнологичные решения стоят немалых средств. Но при реализации проектов "Умный город" такие решения позволяют пользователю (городу), напротив, снизить расходы. Вместе с тем большинство таких решений на практике оказывается еще и самоокупаемыми. Это происходит за счет получаемой экономии, получения дополнительных источников доходов для города (та же реклама) или за счет того, что с появлением новых бизнесов, компаний, новых рабочих мест город получает больше налогов. Поэтому использование сервисных моделей "инфраструктура как услуга", "платформа как услуга" и других представляет интерес не только для госсектора, администрации города, но оказывается привлекательным и для частных компаний. Таким образом, появляется возможность реализовать проекты класса "Умный город" на базе государственно-частного партнерства. На брифинге был приведен "вполне стандартный пример" инвестиционной привлекательности проекта по созданию "Умного города" в крупном европейском городе: капитальные затраты (инвестиции) составили 102 млн. долларов США, текущие операционные затраты составили 120 млн. долларов США за 5 лет, дополнительные доходы и экономия, которые данный проект позволил сгенерировать, составил 340 млн. долларов США за 5 лет. Внутренняя норма доходности (IRR) - норма прибыли, полученная вследствие инвестиций, - составила 52%. Поскольку этот показатель превысил эффективную барьерную ставку (21,2%), проект следует признать удачным. Вместе с тем представитель Cisco предупредил, что в данном конкретном случае положительные экономические результаты получены в результате реализации проекта с комплексным подходом. А вот экономические показатели "лоскутных" решений (отдельно для транспорта, безопасности и т.д.) оказались бы ниже. Для малых городов этот эффект, разумеется, будет поменьше, но у них и затраты на внедрение проекта "Умный город" на порядок ниже, поскольку городам в таких случаях рекомендуется оплачивать лишь использование инфраструктуры. Расходы будут в виде небольших ежемесячных платежей. Сама же инфраструктура может принадлежать, к примеру, частной компании, которая получит статус доверенного технологического партнера (или оператора) города. Не исключен и вариант долевой собственности города в этой инфраструктуре. Перевод этой работы на аутсорсинг и вовсе может помочь городу существенно снижать расходы по реализации проекта. Все описанное выше так или иначе связано с передачей не просто обычных "данных" - в этих информационных потоках сосредоточены огромные массивы персональных данных, личных сведений, которые нуждаются в защите. Тем более что и законодательство многих стран (Россия не исключение) предъявляет соответствующие требования к защите персональных данных. О защите информации - как важнейшем аспекте, который необходимо учитывать при проектировании и реализации решений "Умного города", - шла речь и на брифинге. Спикеры особо подчеркнули спикеры, любые проекты информационных технологий на любой стадии их разработки и внедрения специалисты Cisco рассматривают и реализуют с учетом требований к информационной безопасности и защиты персональных данных. Ибо вполне понятно: если эти факторы (защита персональных данных и информационная безопасность) не будут учтены и обеспечены надежными решениями, рассчитывать на получение потенциальной выгоды от Всеобъемлющего Интернета будет невозможно. Зато этой выгодой с лихвой воспользуются злоумышленники. Все заодно!
Впрочем, что это мы все о "загранице". Судя по рассказу Льва Левина и Екатерины Климановой, в России уже есть территории, руководители которых понимают важность проекта "Умный город". В их числе, например, Татарстан, президент которого Рустам Минниханов с недавнего времени обратил внимание на практический опыт испанской Барселоны - города с населением более 1,6 млн. человек. А причина такого внимания, судя по всему, - желание перенять и внедрить этот опыт в Казани, население которой составляет 1,19 млн. чел. (численность вполне сопоставима со столицей Каталонии). Активно решать вопросы формирования основ информационного общества и внедрения информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в регионе намерено правительство Свердловской области. С этой целью в день открытия выставки промышленности и инноваций "ИННОПРОМ-2014" (Екатеринбург, 9 июля) оно заключило с компанией Cisco соглашение о сотрудничестве. Ключевыми в подписанном документе стали вопросы разработки концепции создания в Свердловской области цифровых и безопасных городов и развития локального технопарка в сфере высоких технологий. С этой целью правительство Свердловской области сформирует рабочую группу. Весной 2014 года подобные соглашения были заключены с правительствами Нижегородской и Ульяновской областей, а годом раньше - с ОАО "Корпорация развития Калининградской области". С правительством Санкт-Петербурга подписан меморандум, направленный на дальнейшее укрепление стратегического партнерства c Cisco в области развития и внедрения ИКТ на территории "северной столицы". Что же, эти планы, хотя для России они - только начало, все же внушают определенный оптимизм. Главное, чтобы они реализовались в тесном содружестве горожан, чиновников и специалистов. Ведь в таких проектах, как нигде еще, нужна единая цель и единая воля. Не зря жители Барселоны поют в своем знаменитом гимне:
Не важно, откуда мы пришли, Валентин Елисеенко P.S. А теперь, дорогой читатель, загляните в то место, где в вашем доме установлены счетчики воды. И, если вы увидите провода, идущие в никуда от этих современных приборов, то вы поймете, как всем нам еще далеко до Барселоны.
Дэйв Эванс, главный футуролог компании Cisco Consulting Services. Неотвратимость и величие Всеобъемлющего Интернета. Джозеф Брэдли, главный директор консалтингового подразделения Cisco Consulting Services по операционной деятельности. В "умном городе" будет много удобств и мало полицейских Информация для специалистов о продуктах и решениях - см.: сайт компании ООО "Сиско Системс" |
|||||||||||||