Хотите что-то найти на сайте? Это здесь > > >


Валентин Елисеенко
2010, Жлобин, СШ № 1: встреча выпускников-1967

И 43 года спустя место встречи
изменить нельзя, или
О вечере встречи выпускников 1967 года
СШ № 1 города Жлобина


Часть 3-я. Воспоминания о будущем


Итак, чаепитие в директорском кабинете продолжалось.

Надо сказать, что мы в Оргкомитете вначале обсуждали такой сценарий: придет нас десятка полтора выпускников, все такие из себя грузно-полноватые, места кажНому потребуется много, да и воды для чаю много. А еще и захочется чувствовать себя посвободнее, чтобы, не дай Бог, не зацепить что-то и не сдвинуть со стола на пол.

ОГЛАВЛЕНИЕ:
  • Часть 1-я: На пути к встрече

  • Часть 2-я: Были сборы недóлги

  • Часть 3-я: Воспоминания о будущем

  • Часть 4-я: Уметь жить прошлым

  • 6 февраля 2010, Жлобин:

    Валентин Белоусова (слева) и Лариса Быкова: настройка на видеоинтервью...


    Чаю, кофе, баранок и конфет было предостаточно - на следующий день ни одна бульварная газета не смогла сообщить, что кто-то из участников встречи страдал от голода.


    Первым крупным объектом на нашем пути во время экскурсии оказался спортивный зал, "встроенный" в здание гимназии.


    "Мотор" гимназии № 1 - её директор
    Иван Иванович Чваньков.



    Зеркальный зал хореографии.
    И.И. Чваньков, Н.К. Губина и Валентина Швецова



    Из окна гимназии видна и обычная жизнь.

    Директор привел нас и в этот (один из многочисленных на экскурсии) кабинетов (читай - классов).
    (Справа налево) А.Д. Шустерман, Н.К. Губина, И.И. Чваньков и Слава Спевак.

    А раз так, то для такой цели в самую пору... правильно - "оккупировать" школьную СТОЛОВУЮ. Там и водопроводный кран близко (чтобы в чайники добавлять "водичку ключевую"), и посуды вроде хватит, и места - бегай, не хочу! - тоже должно хватить. С этим предварительным расчетом и попросили Валю Белоусову (Концевенко) проговорить ситуацию с директоратом гимназии.

    Буквально через день-другой наш парламентер сообщила: директор Иван Иванович очень радостно встретил известие о встрече, в явку полтора десятка "гостей из прошлого будущего" - выпускников 1967 года - поверил не очень. Поэтому местом для чаепития перед общим вечером встречи предложил избрать его кабинет. На том мы и порешили.

    Когда я позвонил в Светлогорск Славе Спеваку, он ответил, что ему главное - не ГДЕ, а с КЕМ встречаться и пить чай столько лет спустя.

    Время шло. Иван Иванович был прав - полтора десятка - оказалось нашей несбывшейся фантазией. Но даже если бы и пришли все, думаю, для Ивана Ивановича Чванькова каждый оказался бы желанным гостем из далекого прошлого.

    По крайней мере, когда мы пришли после сбора на Первомайской (около школы № 1), директор гимназии был к каждому из нас очень внимателен, да и вообще очень радушный оказался человек.

    Оставлю без описания само чаепитие, скажу лишь, что не заметил, что кто-нибудь устал от этой части встречи. И голодным никто не мог уйти - по крайней мере, в ближайшие пару часов торжественной части вечера никто не имел права упасть в голодном обмороке - чаю, кофе и того, что к этому полагается, было предостаточно :-)

    Примерно за полчаса до начала вечера Иван Иванович предложил нам совершить небольшую экскурсию по гимназии. Но еще до нее и во время нее, когда мы ходили по этажам, директор рассказал об истории строительства этого здания. История очень интересная, настолько интересная, что ей посвящаю следующие строки.

    Этой новой школе вообще-то светило попасть в "долгострой" или "незавершенку" - наш бывший одноклассник Шурик Рутман, имеющий теперь отношение к муниципальному строительству в Израиле (и читающий эти записки), меня, конечно же, поймет. Другим поясню подробнее относительно "долгостроя".

    Вот был жилой квартал, в нем снесли почти 30 домов, сравняли огороды, завершили подготовку строительной площадки. И потом потихоньку начали строить. Но скоро денег не оказалось. Месяц нет, другой, полгода, год... Тогда "общественность Жлобина" (а у меня ощущение такое, что эта общественность возглавлялась Иваном Ивановичем) неким неправдоподобным образом добралась до руководителей Правительства Республики Беларусь (РБ). И, хотя финансово-экономическая ситуация в республике не блещет изобилием, но на "объект в Жлобине" в Минске внимание обратили.

    К примеру, ввиду очевидного долгостроя после обсуждения ситуации по поручению тогдашнего премьер-министра РБ Геннадия Новицкого срочно разрабатывается несколько графиков - графики непосредственно строительных работ (они разбиваются на ряд этапов), график поставки оборудования, а также самый главный график - этот документ называется так: "График финансирования строительства объекта "Школа по ул. Дзержинского в г. Жлобине".

    Уже 21 июня 2003 года на упомянутом выше графике, который был завизирован исполнителями - директором ОАО "Строительно-монтажный трест № 40" (генподрядчик) Ю. Козловым, генеральным директором РУП "Белорусский металлургический завод" Н. Андриановым, первым зампредом Гомельского облисполкома А. Беляевым, согласован с председателем Гомельского облисполкома А. Якобсоном, появляется подпись главы Правительства РБ Г. Новицкого. Всё - объекту суждено не помереть, а развиваться во благо жлобинчан.

    Но всему этому предшествовали 17 (я не ошибся: семнадцать!) утомительных лет долгостроя. Вообще в самом Жлобине никто сейчас не может вспоминать причины, да и сам факт долгостроя. Те факты, которые я приведу ниже, были получены и систематизированы в результате многочисленных бесед с очень многими людьми в Жлобине, Минске и Москве (тут есть кое-кто из "очень осведомленных" прежних жлобинчан), какие-то документы удалось увидеть в Правительстве РБ... На эти поиски и проверку фактов потребовалось время, оттого, кстати говоря, так долго пишутся отдельные части этого большого очерка.

    Итак, вот что удалось узнать.

    Строительство новой школы № 1 - ГИМНАЗИИ № 1 - в Жлобине началось с 1986 года. Для подготовки стройплощадки и под территорию новостройки под снос пошло 34 разных постройки - сначала 29, а потом еще 5 кирпичных домов на улице Барташова.

    Тут, как бы в порядке отступления, замечу: в числе снесённых был и дом наших родственников - бабки и деда Здановичей - он как раз стоял там, где теперь находится площадка перед крыльцом парадного входа гимназии. Так вот, и тот дом, и дом соседей по фамилии Столыбко (которых иногда вижу теперь в Москве), и ряд других домов - всё это были постройки довольно крепкие. Так что остается лишь отдать должное прозорливости проектировщиков, архитектора и руководителей района и города, что они пошли на этот шаг - взамен пришлось компенсировать снос домов (в том числе и новыми квартирами. Правда, за наш дом городу ничего платить не пришлось - мы узнали о сносе дома своих родственников почти через 25 лет). Зато теперь гимназия расположена в превосходном месте: самый-самый центр - лишь чуток в сторону от городских улиц. А напротив - вот, выйдешь на крыльцо гимназии и - напротив вход на стадион "Локомотив". В наши годы это был как бы "задник" стадиона, а теперь здесь один из входов. И мальчишки наверняка в конце мая - июне стремятся сбежать с уроков или после уроков именно на стадион. Благо, он под рукой.

    Но вернемся к истории строительства.

    Такая большая территория под будущую гимназию отводилась неслучайно - предполагалось, что будет строиться школа с плавательным бассейном. Но при проектировании выяснилось, что место под бассейн можно было выбрать только таким образом, что впоследствии это требовало бы каждый раз переходить через улицу Дзержинского. А раз так, то, следовательно, нужно было бы сносить еще один угол, да строить еще и подземный переход.

    И тогда власти Гомельской области и Жлобинского района решили оставить школу без бассейна. А поскольку и бюджетное финансирование было в тот момент не ахти, такую "корректировку" все утвердили с жадной радостью.

    Поначалу объект строился за счет средств республиканского и областного бюджетов. Позже - об этом я скажу ниже - было решено финансовое бремя возложить исключительно на мощное республиканское предприятие - Белорусский металлургический завод (БМЗ). Но это был вполне оправданный шаг - как ни крути, а всё заводское жилье в Жлобине (а это 16, 17, 18 и ряд других микрорайоны) передали на баланс жилфонда города. Таким образом, у завода снизилась нагрузка по содержанию этого жилья, так что разовая помощь городу на строительство школы в размере почти 3 млрд. бел. руб. при его экономической состоятельности - это было что "дробина слону".

    Всего же с этой частью "финансовой помощи от БМЗ" общая сметная стоимость строительства школы (по данным, которые удалось выяснить в одном из ведомств Минска) составила примерно 7 млрд. бел. руб. Курсы валют я приведу ниже, и желающие смогут пересчитать расходы на доллары...

    Теперь снова вернемся к началу строительства. Первый его этап - снос домов, разбивка стройплощадки - прошел в точном соответствии с графиками. Было это в 1986 года, т.е. начало строительства новой школы пришлось на завершающий период Советской власти. Но затем произошел развал СССР. И... финансирование внезапно прекратилось.

    Стройка оказалась замороженной - то, что успели построить, стояло унылым напоминанием о недострое. Многолетним напоминанием о том, что затевали нужное строительство. А тем временем наша старая школа (СШ № 1) была настолько старая - ей уже к тому времени было больше 60 лет, что в ней всё чаще случались разного рода аварии, и становилось опасно быть здесь и ученикам, и учителям.

    Так что вопрос назрел с течением времени. Власти с пониманием относились к требованиям о строительстве новой школы. Но финансовое положение не позволяло сразу же взяться за решение проблемы.

    И вот именно в то время сюда как-то заехал премьер-министр белорусского правительства Геннадий Новицкий, но приехал не просто "по пути", а специально, поскольку в Минске уже накопилось много писем из Жлобина о судьбе первой школы.

    На момент приезда главы правительства Белоруссии на стройплощадку здесь был только фундамент и часть стен (со стороны расположенного рядом детсада № 36 - со стороны Стадионной улицы).

    Вот после осмотра стройплощадки и было принято решение о продолжении строительства школы - именно тогда и появится специальный график, о котором речь пойдет ниже. Отмечу, что к моменту завершения написания 3-й части очерка мне удалось получить копию этого документа от одного из минских специалистов.


    "Тот самый" график за 2003 год.

    Когда мы ходили по гимназии, то 7 лет спустя после сдачи гимназии в эксплуатацию не здесь нашли ничего такого, за что строителям-жлобинчанам могло бы быть стыдно. А между тем я случайным образом встретил в дни своего пребывания в Жлобине 5 февраля Юрия Кирилловича Козлова и сказал ему об этом. А в ответ - скромная улыбка. Ему, руководителю крупной строительной организации, несомненно, было приятно слышать эту высокую оценку в адрес своих коллег, с которыми он возвел это здание. Козлов, между прочим, ставил свою подпись на графике за сроки выполнения генподрядных работ.

    А вот представитель БМЗ своей подписью удостоверил, что это госпредприятие выделит на достройку школы 2 млрд. 700 млн. бел. руб. (курс валюты на 1 января 2004 г.: 2170 белорусских рублей за 1 доллар США, т.е. БМЗ отдал на стройку 1 млн. 244 тыс. долларов США). Из республиканского госбюджета на достройку тогда же было выделено 72,8 млн. бел. руб. (33,5 тыс. долл. США). Казалось бы, что первая, что другая суммы - ничтожно малы, но это для государств с крепкой экономикой...

    Думаю, эту ситуацию можно оценивать и расценивать по-разному. Но только не теперь, 7 лет спустя, когда вся острота уже позади. Нам ведь важно другое - к новому учебному году в 2003 году город получил превосходный подарок. И ему были рады 1 сентября 2003 года все. Торжественная линейка на крыльце школы прошла, несмотря на ливень, очень даже радостно - я видел массу фотоснимков-доказательств...

    Что же реально получила гимназия в своих стенах?

    Во время экскурсии мы увидели и зал для занятий хореографией, и класс с очень умной электронной "доской", и стоматологический кабинет, и фитнес-зал (именно там Коля Савицкий в свои неполные 60 лет провел публичный мастер-класс на тему "Если хочешь быть здоров, НЕ КУРИ!" - снимок опубликован в 1-й части репортажа.


    В одном из кабинетов мы сфотографировались на память.
    (Справа налево): А.Д. Шустерман, Николай Савицкий, Н.К. Губина, И.И. Чваньков, Валя Белоусова (Концевенко), Валя Швецова и Лариса Быкова (как бы "делят место под солнцем"), Слава Спевак и Надя Луцкевич.
    Следует особо отметить, что основной объем строительства был выполнен за 4 летних месяца 2003 года. Темпы работ, причем не в ущерб качеству, были такие, что впору претендовать на запись в Книге рекордов Гиннеса - возвести здание общей площадью около 4 тыс. кв. метров, да еще не типовое, а по индивидуальному проекту с массой комнат внутри - задача, которая под силу далеко не каждому прорабу! В Жлобине строительная организация ВО ГЛАВЕ с Юрием Кирилловичем Козловым смогла. Как говорится: честь и хвала им!

    Достройка школы-долгостроя велась поэтапно. 1-й этап включал в себя сдачу в эксплуатацию помещений для 1-4 классов, т.е. блок начальных классов. Говоря строительным языком, это был "1-й пусковой комплекс", занятия в нем начались точно по расписанию - с 1 сентября 2003 года. А старшие классы, библиотека и всё другое пока ещё функционировало на старой площадке - в здании СШ № 1.

    Я, кстати говоря, в нашей беседе с Иваном Ивановичем о том периоде поинтересовался: "Скажите, а как же в тот период работалось директорату и учительству - наверное, приходилось разрываться на 2 площадки?"

    Услышал спокойный деловой ответ: "Это уже были наши проблемы. Да и бегать с площадки на площадку учителям не приходилось - здесь были педагоги начальных классов, а там - все остальные. Ну, а директор и завучи - это были наши проблемы".

    Между прочим, один из жлобинчан, работавших в то время на БМЗ, сообщил мне интересную деталь - оказывается, дочь Ивана Ивановича Чванькова в то время работала финансовом отделе завода. И именно она по распоряжению гендиректора предприятия в точном соответствии с упомянутым графиком перечисляла необходимые для строительства школы средства. И, коли это так, значит, где-то в недрах финансовой документации наверняка есть письменные доказательства этого факта. Но в нашем случае и при его отсутствии вполне понятно, что средства выделялись в предписанные правительством республики сроки - иначе ввести каждый этап-комплекс новостройки в сроки не удалось бы. Такая, вот, простая арифметика...

    Итак, на строительство новостройки был получен график. И теперь оставалось только одно - исполнителям выполнять намеченные в утвержденные сроки, а директорату школы, учительству и ученикам - дожидаться завершения строительства.

    Строительством занимался строительный трест № 40, которым руководит управляющий Юрий Кириллович Козлов. Оттуда на объект были выделены бригады СУ-63 и ряда других. Как минимум, трудилось до 200 строителей. На стройплощадке стоял вагончик - штаб строительства, и в нем еженедельно по вторникам проводились планерки. О том, какое значение придавалось этому объекту, свидетельствует, к примеру, такой факт: планерки всегда проводил приезжавший из Гомеля руководитель Госкомитета по строительству Гомельского облисполкома.

    Работы шли с раннего утра до позднего вечера. Причем, многих горожан, которые проходили мимо, постоянно удивляло, что стройка велась прямо с колес - всё, что привозилось на стройплощадку, не складировалось, а сразу же шло в работу. Ну, едва ли не московские Новые Черемушки конца 1950-х годов - машины практически не задерживались, разгрузку вели два подъемных крана. Единственное отличие от Черемушек заключалось в том, что в Москве строилось крупнопанельное жилье (которое в последние 5 лет в российской столице сносится за ветхостью), а тут - школа, строительство которой ведется по индивидуальному проекту. Правда, темпы строительства на этом объекте в Жлобине были такими высокими, что за строителями не поспевали проектировщики - порою проектную документацию приходилось ждать неделю-другую.

    Какую-то правку в проекты вносили уже и по ходу строительства. Например, проектировщики отчего-то решили, что школа - это кухня или ванная комната, поэтому запроектировали настелить на полы линолеум. Но после очередного консилиума учителей и строителей в гимназии появился деревянный пол (в классах), а в кабинетах - плиточный пол. Кстати говоря, еще в ту пору, когда в Жлобине был горисполком (исполком городского Совета депутатов), общественность обратилась с письмом, которым просила, чтобы при проектировании школы в проектах были предусмотрены деревянные полы "в целях безопасности, долговечности, улучшения санитарного состояния..."

    И всё же при всём желании максимально учесть пожелания учительства и общественности учтено было не всё. Ну, про отсутствие бассейна уже сказано. Теперь скажем ещё про крышу - в гимназии она плоская, кровля мягкая, а неугомонная общественность хотела иметь крышу несколько как бы фигурную - например, чтобы было покатое навершие, что позволяло бы, например, менее проблемно проходить снежные зимы и дождливые летние месяцы. Но всех выслушали, а сделали по-своему. Хотя опыт создания и применения конструкции таких крыш есть (и в той же Беларуси, и, к примеру, в России - знаю об этом не понаслышке, как-то делал большой материал на эту тему: 09.08.2007. "Московский эксклюзив высоты и инноваций: комплекс "Башня "Федерация" - проект XXI века"). Другое дело, что крыша любой конфигурации так или иначе нуждается в постоянном и заботливом уходе, даже чересчур современная, как у той же башни комплекса "Федерация" (на высоте 260 метров), где мне пришлось побывать уже не один раз, о чем я как-то писал (например: 24.04.2008. Новости компаний: ...под навершием западной башни комплекса "Федерация")

    Строительство тем временем продолжалось. Как и "проблема двух площадок" для директора и завуча. Уже теперь, когда мы говорили с ним о том периоде строительства, Иван Иванович признался: только в день, когда нам пришли подписанные премьер-министром Г. Новицким документы по финансированию строительства нашей школы, мы поверили в то, что она будет достроена. Кстати говоря, до сдачи объекта в эксплуатацию (т.е. всех пусковых комплексов) он находился на контроле в Совете Министров РБ.

    И всё это продолжалось ровным счетом до 1-го сентября 2004 года, когда звонок на урок прозвучал здесь для учеников всех классов - и начального блока, и 5-11 классов. Хотя торжественное открытие школы состоялось годом раньше - 31 августа 2003 года (после приемки 1-го пускового комплекса). Именно тогда прошла торжественная линейка, а по ее окончании школьники пошли по кабинетам новой школы. Сказать, что дети были ошарашены, это почти ничего не сказать. Добавлю только, что и взрослые были в приятном шоке от увиденного - проектировщики и строители сделали, казалось, невозможное.

    6 февраля 2010, Жлобин:

    Школьный зубной кабинет.
    Ну, а то, что день тогда выдался пасмурным и дождливым, уже никого не волновало. Так бывает обычно только тогда, когда событие оказывается чересчур ярким.

    Но строительство школы даже после сдачи последнего пускового комплекса не закончилось - оставалась небольшая сумма сэкономленных бюджетных средств. И власть пошла на то, чтобы - как бы за то, что не смогли построить бассейн - сделать на территории школы спортивную площадку закрытого типа - если смотреть на главный фасад здания, площадка за сеткой располагается справа. Кстати говоря, когда наша группа 6 февраля посещала гимназию, Иван Иванович Чваньков в небольшом перерыве между чаепитием и торжественной частью вечера провел нам небольшую экскурсию. И где-то с 3-го этажа мы видели эту спортплощадку. Она не блещет "наворотами". Однако уже то, что мы видели на ней занятых играми детишек (это был, кажется, то ли мини-футбол, то ли стритбол - уж прошу извинить, видел это боковым зрением?), говорит о том, что и этот объект работает в интересах детишек. А когда их досуг более-менее организован, то и соблазнов возникает меньше.

    Здесь я переведу разговор уже в практическое русло - меня, допустим, очень интересовала история, связанная с трансформацией нашей школы в гимназию. То, что самим учителям и директору, это не принесло никакой финансовой выгоды, вполне очевидно - официальный заработок учителя в Беларуси не так уж и высок - что в школе, что в гимназии. Значит, инициаторами перевода школа в статус гимназии было инициировано явно не самими учителями - видать, решение принималось органами власти.

    - А как проходил в таком случае отбор учеников? - Этот вопрос я адресовал И.И. Чванькову. И вот что он, в частности, рассказал:

    - Гимназией мы стали в 2005 году на базе школы. В гимназии предполагалось вывести всех слабых учеников и набрать сильных учеников. Но мы не выводили - школу-то новую ведь ждали и дети, но и родители. И все наши прежние ученики автоматически стали гимназистами. И сегодня у нас есть классы, которые считаются гимназическими по статусу, но по содержанию они далеко не гимназические

    - А какая, на ваш взгляд, основная причина неуспеваемости в школе в эти "продвинутые" годы развития общества? - Спросил я директора.

    - Далеко не все дети сегодня хотят учиться. - С грустью заметил директор-учитель. - Если бы они осознанно знали, что от учебы будет зависеть их будущее, может, что-то и изменилось бы. А так - сегодня многие пакiдалi (побросали) школу в Жлобине, даже педагоги(!), и... торгуют на рынке - завоевали себе титул "ИП" (iндывiдуальны прадпрыемнiк - индивидуальный предприниматель).

    Когда мы стали гимназией, отбора у нас существенного не было, в основе были все наши ученики - ученики 1-й школы. Но уже с 2007 года мы стали формировать классы по степени обученности. И вот уже был первый выпуск такого класса, и он дал нам процент поступления в вузы 83,з % от числа выпускников. В прошлом году мы в городе по этому показателю были на 2-м месте - 72%, а в 2009 году поступление наших выпускников в вузы составило 63%. Этот показатель учитывает всех абитуриентов - и тех, кто поступил на бюджетные места, и тех, кто поступил на платное обучение.

    ОГЛАВЛЕНИЕ:
  • Часть 1-я: На пути к встрече

  • Часть 2-я: Были сборы недóлги

  • Часть 3-я: Воспоминания о будущем

  • Часть 4-я: Уметь жить прошлым

  • Что касается географии расположения вузов, в которые поступают выпускники гимназии № 1, она самая разная, заметил мой собеседник. Говоря о московских вузах, Иван Иванович отметил, что еще несколько лет назад очень престижным у жлобинских выпускников считался МИСИС - Московский институт стали и сплавов. Это понятно - когда в Жлобине началось строительство БМЗ, требовались специалисты, в том числе и те, кто после учебы вуза смог бы вернуться сюда домой. Но тенденция последних лет свидетельствует, что получение профессий для устройства на БМЗ уже не в таком почете, как прежде. Хотя, давайте говорить объективно: значительный приток кадров квалифицированных металлургов рабочих профессий обеспечивает и открытый непосредственно в Жлобине металлургический техникум - причем, он был открыт не по линии Минобразования, а за счет Министерства промышленности РБ.

    По сути дела, это - заводское учебное заведение (для тех, кто давно не был в Жлобине: металлургический техникум расположен в районе улицы Фоканова - бывшей Сельхозтехники: как раз напротив больницы), сюда набирают 2 группы на 1-й курс, а учатся они 3,5 года. Так что завод сам себя кадрами обеспечивает вполне надежно. Обеспечивает ли он потом свои кадры достойной работой и не менее достойной заработной платой, сказать не могу ничего - в разговоре со жлобинчанами мы эту тему как-то не удосужились обсудить.

    Но о техникуме мне рассказали еще вот что: на его базе позднее был открыт филиал Гомельского политехнического института. Просуществовал он несколько лет, а уже в 2009 году его закрыли. Может быть, подумал я, случилось это из-за того, что этот филиал - в отличие от гимназии № 1 - открывали в обычный день, а не в дождливый... Но потом я сам себя и опроверг другим выводом: наверное, по той причине, что у филиала не оказалось такого подвижника, как Иван Иванович Чваньков.

    А в том, что этот человек - настоящий мотор в функционировании ответственнейшего учреждения, каким мне представляется гимназия, в Жлобине только и говорят. Как говорят и о том, что без Чванькова самой гимназии просто не было бы построено - любой друг уже опустил бы руки и "плыл по течению".

    Но тут теперь у них любовь взаимная - гимназия (а это, как вы понимаете, не только учителя и ученики) любит Ивана Ивановича, а он всецело отдается ей каждый день. Да что там "отдается" - благодаря именно ему, смогли, к примеру, в гимназии отметить победителей очередной олимпиады - потому что И.И. Чваньков съездил в Минск, нашел там спонсора (оператора мобильной связи) и смог убедить менеджеров этой компании в необходимости выступить спонсорами наград. Компания подумала и... в Жлобин была отправлена небольшая партия мобильных телефонов и, если я правильно расслышал это, даже какой-то оплаченный трафик.

    Другого спонсора Иван Иванович "подготовил" так, что тот с удовольствием согласился помочь купить очень "умную доску" в кабинет 2-25 "Кабинет русского языка и литературы" - доска стóит почти полторы-две тысячи евро. Во время урока позволяет учителю демонстрировать подготовленные на компьютере различные презентации. Что уж там такое рассказал Иван Иванович этому спонсору, история о том умалчивает. Но мы видим результат - в класс мы входили во время нашей экскурсии вместе со своими учительницами. И по тому, как внимательно они слушали директора, как вздыхали, стало понятно - эта доска и в самом деле нужный в классе атрибут.

    Правда, найти спонсора удается не всегда. Об этом мы узнали, когда во время той же экскурсии зашли в класс то ли математики, то ли литературы и языка. Там обнаружили очень много наглядных пособий. Оказалось, что появились они здесь, увы, не на средства спонсоров. Но всё-таки появились.

    А экскурсия всё продолжалась - побывали в спортзале, зеркальном зале хореографии со станками, в стоматологическом кабинете на 1-м этаже.

    И поняли: у этой школы есть ХОЗЯИН, способный объединить всё доброе и необходимое, чтобы сеять разумное. Значит, проведя с ним и со своими старенькими учительницами почти час,
    6 февраля 2010, Жлобин:

    Вот и настала минута расставания. Есть радость от встречи и грусть от расставания. Но слёз нет - это же не прощание - мы уверены: мы ещё свидимся!..
    (Слева направо): Н.К. Губина, А.Д. Шустерман, Николай Савицкий, Слава Спевак, Надя Луцкевич, Валя Белоусова, Лариса Быкова.


    "...Вскоре их фигуры растаяли в сумерках наступающего вечера - оттого и снимок вышел таким, каким вышел".

    мы обогатились объективными выводами о своей малой родине. Даже если это просто осознание того, что и в эти труднейшие для Беларуси годы экономического становления подвижников здесь не убавляется, это лишь означает, что нам есть чем и кем гордиться.

    О том разговор зашел уже непосредственно на торжественной церемонии в актовом зале, куда мы направились после экскурсии.

    Правда, перед этим с нами вынужденно попрощались Нина Кузьминична и Анна Дмитриевна - увы-увы, возраст и экскурсия по этажам как-то несовместимы. Наши учительницы хотя и бодрились, но явно устали.

    А у меня было еще и такое ощущение: наши милые, но пожилые наставницы не смогли бы нормально выдержать еще одну (хотя и позитивную) нагрузку для сердца и нервов - сидеть в зале, радоваться за нас и слушать публичные слова признания и благодарности в их адрес. Может быть, они уже давно привыкли довольствоваться пусть и позитивным, но малым зарядом. Как бы то ни было, но нам пришлось расставаться. Поэтому "по поручению Оргкомитета" я помог им спуститься с крыльца на заснеженно-заледенелую площадку у главного входа. От поджидавшей их машины (такси за наш счет) обе учительницы вежливо отказались. И вскоре их фигуры растаяли в сумерках наступающего вечера - оттого и снимок вышел таким, каким вышел.

    Я еще смотрел вослед Нине Кузьминичне и Анне Дмитриевне, какие-то мысли путались в голове, радость пререплеталась с грустью, но всё это потом внезапно прервал "последний звонок" - пришлось срочно возвращаться в зал. Там уже нынешние ученики представляли нам превосходную музыкально-театрализованную композицию.

    О самом вечере я скажу отдельной частью. Пока же упоминание о нем завершу лишь такой ремаркой: то яркое действо, каким был этот вечер, учащиеся, конечно же, смогли представить во многом благодаря своим, нынешним, педагогам. Значит, верно, что у каждого поколения учеников есть свои учителя. И не беда, что эти учителя учат несколько десятков поколений - они остаются в памяти каждого поколения как "мой Учитель".

    И об этом тоже говорилось на вечере, рассказ о котором впереди.



    ОГЛАВЛЕНИЕ:
  • Часть 1-я: На пути к встрече

  • Часть 2-я: Были сборы недóлги

  • Часть 3-я: Воспоминания о будущем

  • Часть 4-я: Уметь жить прошлым




  •