Хотите что-то найти на сайте? Это здесь > > >

Валентин Елисеенко
2010, Жлобин, СШ № 1: встреча выпускников-1967

И 43 года спустя место встречи
изменить нельзя, или
О вечере встречи выпускников 1967 года
СШ № 1 города Жлобина

Часть 4-я. Уметь жить прошлым


ОГЛАВЛЕНИЕ:
  • Часть 1-я: На пути к встрече

  • Часть 2-я: Были сборы недóлги

  • Часть 3-я: Воспоминания о будущем

  • Часть 4-я: Уметь жить прошлым

  • Наверное, в любой школе это мероприятие проходит примерно так же, как было и на нашем вечере этой встречи 6-го февраля 2010 года в гимназии № 1 в городе Жлобине.

    Когда, проводя наших учительниц к калитке, я вернулся в актовый зал, увидел, что он почти полон. Мои одноклассники спокойно заняли второй ряд. И буквально я приземлился на свободное место около ребят, началось театрализованно-торжественное действо продолжительностью почти 2 часа. Мы услышали много хороших песен, увидели юморные сценки, даже видеосюжет о школьной жизни. А между песнями и танцами, сценками и скетчами поместилась и торжественная часть - выступление директора гимназии, выпускников, а потом и прощальная песня.

    6 февраля 2010, Жлобин:
    НАШИ УЧИТЕЛЯ




    (Слева направо) Нина Кузьминична Губина и Анна Дмитриевна Шустерман


    Мне, к примеру, понравилось, что мероприятие не было разделено формально на две самостоятельных части: вот вам торжество, а вот вам концерт. Молодцы! Разве что чуток было затянуто. Но, извините меня, попробуйте отказаться от того или другого участника программы - сколько обиды будет!!! Поэтому время экономили участники торжественной части.

    Я специально приведу большой фрагмент первой части, чтобы читающий эти строки мог понять, как далеки наш выпуск оказался от нынешних выпусков школы! Да и слова Ивана Ивановича Чванькова об ушедших учителях наших лет обучения тоже хочу напомнить - пусть хоть таким образом мы почтим их память...

    Начался вечер с исполнения песни, которая, если я не ошибаюсь, считается гимном гимназии № 1. На вечере удалось записать ее слова:

      По ступенькам новых знаний
      Мальчик с девочкой бежит
      Открывая двери школы,
      От волненья чуть дрожит.
      Он узнает, как Гагарин
      Облетел вокруг Земли,
      И узнает, как Папанин
      Покорял снега и льды.

      Припев:
      Гимназия первая наша -
      И я благодарен судьбе.
      На свете милей нет и краше,
      Спешу я навстречу тебе.
      Гимназия первая наша -
      "Быть первой всегда и везде!"
      И этот девиз, прямо скажем,
      К лицу гимназистам вполне.
      "Быть первым" - девиз, прямо скажем
      К лицу гимназистам вполне.

      По ступенькам новых знаний
      Мальчик с девочкой бежит
      И учебник, открывая,
      Он познать весь мир спешит.
      Физик будет, математик,
      Ну, а может, журналист.
      А пока что станет парень
      Для начала медалист

      Припев:
      Гимназия первая наша -
      И я благодарен судьбе.
      На свете милей нет и краше,
      Спешу я навстречу тебе.
      Гимназия первая наша -
      "Быть первой всегда и везде!"
      И этот девиз, прямо скажем,
      К лицу гимназистам вполне.
      "Быть первым" - девиз, прямо скажем,
      К лицу гимназистам вполне.

    А затем через несколько минут началась перекличка поколений выпускников "школы № 1 - гимназии № 1" города Жлобина.

    Конечно, самые бурные аплодисменты организовали себе "свеженькие" - те, которые окончили гимназию летом прошлого года.

    - Год 2009-й - обозначили их ведущие вечера.
           Раздались бурные аплодисменты.

    - Год 2008-й - напомнили ведущие.
           Аплодисменты оказались чуть тише.

    - Год 2007-й.
           Аплодисменты стали еще жиже.

    ...

    24/03-2010 в 22:09 на сайте "Одноклассники" Анатолий Борисенко, с которым мы виделись на вечере встречи (и он был с нами и дальше к нашему всеобщему удовольствию), сделал такую запись:

      "Классная часть очерка, за исключением не точности при установлении присут выпускников: выпуск 70года присутствовал в виде меня и ещё нескольких одноклассниках. буду рад за устранение неточности".

    Я там же, на "Одноклассниках" 25.03.2010 в 13:02 дал краткое пояснение:

      Анатолий, конечно же, неточность устраняется. В видеозаписи этот момент абсолютно таков, как описан у меня в 4-й части очерка.

      Я, кстати, сам помнил - говорилось ведь о 1970-м годе, был же там точно кто-то!!! (Да и в заготовке 5-й части (послесловия) есть пометка: Борисенко - вып1970, дочь ЛФ - узнать-уточнить").

      Уж извини, пожалуйста, не со зла сия неточность -уже исправил, но и кое-что дополнил - как раз напротив перечисления выпускников по годам выделено в специальной таблице.

    А теперь добавлю вот что. Конечно, почти 2 месяца спустя сложно устанавливать истину. Но я не случайно сослался на видеозапись - там есть и изображение, и... звук. Именно это позволило мне описывать ход вечера таким образом, как это здесь представлено. Вообще-то я бы хотел, чтобы после упоминания выпускников каждого года выпуска звучала овация. Но самое главное - то, что мы этой пометкой устраняем невольную неточность. И, как автор, я этот фрагмент переписываю теперь таким образом:

      1970-й
             - сказать, что возникла овация, было бы неверно. Те из выпускников, кто были в зале (например, Толя Борисенко), конечно же, хлопали себе от души. Еще кто-то аплодировал. Но если бы в зале был весь выпуск 1970-го года, можно представить себе, какой была бы овация. По сравнению с ней аплодисменты этому выпуску в 2010 году мне показались "тишиной на фоне какого-то внутреннего гула то ли сожаления, то ли сочувствия, то ли недоумения"...

    С искренним уважением -
    Валентин

    - Год 2004-й.
           Аплодисменты стали совсем жиже.

    ...

    - Год 2003-й.
           В ответ несколько хлопков.

    - 2002-й.
           Аплодисментов не было, лишь кто-то на прежней ноте радостно прокричал: "У-у-у-у".

    - 2001-й год!
           Тишина. Да-да, такая тишина, что даже стало страшновато за молчание - может, выпускники 2001-го не расслышали? Ан нет, их просто не было в зале.

    - 2000-й год.
           Пара секунд пауза, потом кто-то - видимо, из футбольных болельщиков - слегка присвистнул.

    Ведущие стали быстрее перелистывать календарь выпусков:

    1995-й
           - тишина,

    1985-й
           - тишина,

    1980-й
           - тишина,

    1970-й
           - тишина на фоне какого-то внутреннего гула то ли сожаления, то ли сочувствия, то ли недоумения.
                   К описанию этой части переклички
                   см. специальное пояснение -
                  в таблице справа.

    - 1967-й.
           Не скажу, что мы взорвали зал своими аплодисментами, но все присутствовавшие поняли - а вот выпускники этого года в зале есть. Потому что мы аплодировали себе достойно - как бы "с чувством, с толком, с расстановкой" :-) И поэтому многие в зале в ответ даже помогли усилить фон наших аплодисментов своим одобрительным гулом и хлопками.

    Вряд ли стоит останавливаться здесь на размышлениях по поводу такого "многолетнего провала" в перечне присутствующих выпускников, ибо, как ни крути, а жизнь - коварное явление: кому-то, кого уже и не ожидал увидеть, позволяет явиться из небытия, а кого-то задвигает проблемами настолько далеко, что появиться он может лишь много лет спустя.

    Да и размышлять над всем этим было особо некогда - ведущие пригласили на сцену Ивана Ивановича Чванькова. Обращаясь к собравшимся, директор гимназии отметил: "Сегодня, в первую субботу февраля, во всех школах нашей страны проходят именно такие встречи - встречи выпускников разных лет. Хотя в календаре этот день и не обозначен красным цветом, но, тем не менее, сегодня праздничный день - это праздник и для выпускников, и для школ. Это - ПРАЗДНИК ВСТРЕЧИ!"

    Конечно же, этот день дает возможность выпускникам вспомнить свою школу, годы своей учебы, своих учителей и свою первую учительницу. "У каждого человека была своя школа, потому она и остается в памяти навсегда", - подчеркнул И.И. Чваньков. Он также заметил: конечно, время меняет всех нас - на фотографиях наших классов остались девочки с косичками и бантами или вихрастые мальчики. А еще остаются и воспоминания о том пути, который каждый из нас прошел во время учебы в школе.

    Наверное, именно поэтому выпускники с грустью на лице, с ностальгией вспоминают ту пору - свое удивительное детство.

    А вообще сама школа всегда ждет своих выпускников и рада каждому из них, когда они, будучи уже взрослыми, самостоятельными людьми, вновь переступают порог своей родной школы.

    Затем Иван Иванович кратко рассказал гостям о том, кто в эти годы учит будущих выпускников первой гимназии - это 82 педагога. А в самой гимназии в нынешнем учебном году обучается 882 ученика - 42 класса-комплекта. "Педагогический коллектив нашего учебного заведения постоянно находится в поисках новых технологий обучения, - отметил директор гимназии № 1. - Тема, над которой работает каждый учитель гимназии, это - развитие основательного интереса и творческой активности учащихся через инновационную деятельность..."

    6 февраля 2010, Жлобин:
    ЭКСКУРСИЯ ПО ГИМНАЗИИ

    Один из классов гимназии директору удалось оборудовать "умной" (электронной) доской, и Иван Иванович показал нам ее с особым удовольствием


    Зал хореографии мы разглядывали не c меньшим интересом.
    Иван Иванович, кстати, сообщил, что в гимназии сейчас внедряется "проектная деятельность учителя и проектная деятельность ученика".

    После краткого описания сути нынешней деятельности учебного заведения, директор гимназии № 1 не забыл назвать и тех учителей, на которых равняются коллеги и которых боготворят их ученики. О реакции самих учеников свидетельствовали аплодисменты присутствующих. Итак, вот список тех учителей, которые были названы на вечере встречи выпускников:

      Громович Валентина Петровна, учитель белорусского языка и литературы, классный руководитель 2008 года;
      Исаенко Елена Владимировна, учитель белорусского языка и литературы, которая уже 16 лет работает в гимназии;
      Сапронова Инна Викторовна, классный руководитель 2006 года;
      Коваль Лилия Михайловна, учитель русского языка и литературы, классный руководитель 2006 года;
      Зарецкая Татьяна Александровна, учитель математики;
      Мельникова Людмила Николаевна, учитель математики и информатики;
      Есис Елена Васильевна, учитель географии, которая отдала первой школе и гимназии 17 лет;
      Лашкевич Галина Ивановна, учитель истории;
      Нижникова Ольга Александровна, учитель-мастер, заместитель директора школы по учебно-методической работе;
      Комарова Людмила Федоровна, учитель истории;
      Запотылок Светлана Романовна, учитель немецкого языка;
      Казачонок Владимир Иванович, учитель физической культуры и здоровья;
      Евсеева Елена Владимировна, заведующая школьной библиотекой...

    Из-за аплодисментов - то очень бурных, то "обычных", которыми присутствующие выражали свои эмоции и благодарность практически каждому из названных учителей, я не смог, к сожалению, расслышать фамилии некоторых педагогов. И заранее приношу извинение тем, чью фамилию, возможно, привожу здесь искаженно - мы в любом случае исправим ошибки, ведь в гимназии эти материалы читают...

    Назвал Иван Иванович и некоторых учеников-выпускников, которые "прославляют нашу гимназию своими яркими делами". И одному из них - Игорю Чернявскому - на вечере была вручена Почетная грамота Окружного управления образования Юго-Западного округа города Москвы, которая поступила как раз накануне вечера. Этой грамотой была высоко оценена проектная работа ученика гимназии № 1 г. Жлобина.

    Игорь тоже был на вечере, и под аплодисменты ему, ныне отлично успевающему студенту 2-го курса геофака Гомельского госуниверситета.

    А потом Иван Иванович Чваньков произнес слова, которые свидетельствуют о том, что коллектив гимназии № 1 считает себя правопреемником средней школы № 1. Я имею в виду ту часть выступления директора гимназии, которая включала в себя скорбный список имен ушедших учителей нашей поры.

    Их назвали на вечере, и мы вставанием помянули светлую память своих ушедших педагогов, в числе которых были названы и учителя именно наших лет:

    НАШИ УЧИТЕЛЯ,
    КОТОРЫЕ УШЛИ, НО ОСТАЮТСЯ В НАШЕЙ ПАМЯТИ

    КАЗЯТНИКОВ Александр Терентьевич,
    РУБАНОВА Александра Парфеновна,
    ХАЙКИНА (Окунь) Евгения Борисовна,
    ЛОВЕЦКИЙ Сергей Михайлович,
    СМИРНОВА Вера Георгиевна,
    СЫСОЕВА Ирина Васильевна,
    ТОЛКАЧЁВ Иван Федорович
                  (наш директор школы),
    ХОМЕНКОВА Нина Васильевна,
    ЧАЙДАКОВА Анастасия Николаевна,
    ЧАЙДАКОВ Николай Мефодьевич
                  (наш классный руководитель),

    а также ряд других учителей, имена которых тоже назвали на вечере:
    ВЫДРЕНКОВА Валентина Ивановна,
    ГУБАНОВА Лидия Емельяновна,
    БАЙДАЛОВА Лариса Галактионовна,
    ПОЛТОРАН Анфиса Филипповна
                  (многолетний завуч СШ № 1
                  по учебно-воспитательной работе).

    А потом Иван Иванович обратился к истории первой школы и сказал очень теплые слова, адресованные именно нам:

    - Я очень рад адресовать теплые слова приветствия тем, кого не учил - это ученики не моего выпуска, но это выпускники нашей бывшей школы № 1. Это выпускники 1967 года - они сидят здесь сегодня в первом и втором рядах. Кто-то приехал из-за пределов Беларуси. Уверен, что вы сегодня увидите и услышите их. А пока давайте поприветствуем их аплодисментами.

    Мы, конечно, и сами охотно поддержали эту "отдельную овацию" в честь самих себя...

    Пожелав всем присутствующим счастья и здоровья, директор гимназии занял место в зале. Вечер между тем продолжался. На сцене, сменяя друг друга, к участникам вечера обращались многочисленные участники школьной художественной самодеятельности. И глядя на лица первоклашек и более старших ребят, выражавших нам через песни и танцы свои теплые чувства, я вдруг поймал себя на мысли о том, что традиции старой первой школы никуда не исчезли. Да, время многое стирает, но ему неподвластно отбить у талантливых школьников охоту к самовыражению - ребята хотят признания не только в классе и школы, но и во время ответственных публичных событий. И потому наши аплодисменты были им естественной наградой за очень искреннее участие в этом событии.

    По ходу концертно-театрализованного представления в честь выпускников ведущие обратились к некоторым из них с конкретным вопросом: "Как вы думаете, что изменилось в школе с того момента, как вы окончили ее? Что вам запомнилось в годы учебы больше всего? Чего вы хотели бы пожелать выпускникам?"

    Когда наступил черед ответить на этот вопрос Валентине Белоусовой, она сказала:

      "Знаете, хочется, как всегда, пожелать успеха..."

      А потом, вглядываясь в зал, сказала:

      6 февраля 2010, Жлобин:
      УЧАСТНИКИ ВЕЧЕРА В ГИМНАЗИИ

      Вступительной речью вечер встречи выпускников открыл директор гимназии № 1 Иван Иванович Чваньков.


      Выпускника гимназии Игоря Чернявского почетная грамота из Москвы нашла на этом вечере.


      Зал: участники встречи. На переднем плане (слева направо) Слава Спевак и Коля Савицкий (зажмурился - видать, блаженствует:-)


      Зал: участники встречи. На среднем плане (слева направо) Валя Швецова и Надя Луцкевич


      Валентин Белоусова призвала участников вечера держать открытыми двери дома для Любви, Здоровья и Благополучия.


      Зал: участники встречи. На среднем плане (слева направо) Валя Швецова, Надя Луцкевич и Лариса Быкова


      Вау! Знакомые всё лица: на переднем плане (слева направо) опять Слава Спевак и Коля Савицкий


      Заключительная музыкальная сценка - яркий аккорд вечера.
      "Хочу обратиться к одной очень хорошей притче. Однажды в очень сильную грозу шли по дороге Любовь, Здоровье и Благополучие. И во время грозы подошли к первому попавшемуся дому, постучали в дверь.

      Вышел хозяин, и они просятся: пустите нас, пожалуйста, мы очень замерзли. Хозяин отвечает: но у нас в доме только одна кровать, мы можем только кого-то одного принять. Тогда они отвечают: а вы посоветуйтесь, кого сможете принять. Пока муж с женой советовались, гроза закончилась, засветило солнышко. И троица ушла.

      И мне очень хочется пожелать вам всем, чтобы двери вашего дома всегда были открыты для Любви, Здоровья и Благополучия.

      Удачи вам!"

    Надо сказать, что нашу Валю зал слушал очень внимательно - стояла такая тишина, что аплодисменты после ее пожелания удачи оказались сродни раскатам овации. Вот вам и учительское дарование - ведь наша Валя проработала в Жлобине и обычной учительницей, и директором школы. И сейчас, находясь уже на пенсии, всё еще подрабатывает. Как говорится, талант не пропьешь, тем более если это - талант педагога!

    А в следующих выступлениях своим последователям - выпускникам 2010 года - бывшие выпускники гимназии и школы желали успешной сдачи выпускных экзаменов, поступления в вузы. Но главное - быть достойными учениками своей родной школы!

    Тут надо сказать, что ведущие очень хорошо чувствовали зал. И, чтобы концертная программа не казалась затянутой, "разбавляли" ее выступлениями выпускников школы - благо, в зале нас было много. Кстати говоря, когда буквально перед началом вечера у нас спросили, кого мы бы делегировали для выступления от своего года выпуска, ребята как-то дружно посмотрели на меня и безапелляционно вынесли свой вердикт: ОН! С одной стороны, вроде смешно. Но ведь на самом деле очень ответственно.

    Однако деваться было некуда - спорить я не стал, да и кое-какие мысли все-таки появились под "неслышный стук" колес люкс-вагона во время перемещения по железной дороге из Москвы в Жлобин.

    По ходу вечера одна из девушек-ведущих задала новый вопрос:

    "Сбылись ли ваши мечты и планы, удалось ли добиться того, о чем мечтали в школе?"

    И тут же объявила, что для ответа на эти вопросы на сцену (к микрофону) для выступления приглашается "от имени всей группы выпускник 1967 года, российский корреспондент... (названы мои фамилия, имя, отчество)"

    Я знал, что меня на вечере тоже "должны вызвать к доске" для публичного ответа. Но, по правде говоря, не ожидал, что после "вызова" на этот ковер буквально в считанные секунды взбегу-взлечу на сцену (а мямлить с выходом было бы просто некрасиво, тем более что в 60 лет некоторые из нас, ну, я имею в виду Колю Савицкого - смотрите фотоснимок в 1-й части очерка - выделывают такие па, которые не каждому по плечу и в 18 лет!).

    Пока меня объявили и пока я "взлетал" на сцену, в зале фоном звучала известная каждому нынешнему первоклашке песня "Учат в школе":

      "Буквы разные писать
      Тонким перышком в тетрадь.
      Учат в школе, учат в школе,
      учат в школе.
      Вычитать и умножать,
      малышей не обижать
      Учат в школе, учат в школе,
      учат в школе".

    Итак, вот сцена, ага, вот и микрофон - главное не дышать в него: делай так, как тебя в свое время учили этому искусству на Всесоюзном радио. Говори и всматривайся в зал - этот реальный контакт запросто снимает волнение. Тем более что в зале еще не отошли от удивления по поводу твоего - не по возрасту легкого - "взлета" на сцену.

    А вот теперь, когда в последний раз прозвучало "учат в школе", - теперь говори,
    а точнее - о б щ а й с я - зал ждет!..

    (Так мысленно приказал я сам себе и начал общение с участниками вечера, помня о вопросе: "Сбылись ли ваши мечты и планы, удалось ли добиться того, о чем мечтали в школе?"):

      - Спасибо большое!

      Если кратко отвечать на вопрос, скажу так: да, сбылось всё, о чем тогда, 43 года назад мечтал - говорю об этом не ради красного словца. Ребята нашего выпуска знают, что мечтал быть юристом и о журналистике и в ней уже больше 45 лет. Журналистикой начал заниматься еще в 1-й школе, еще в 7-м классе. И вот "последние" 45 лет занимался журналистикой - и здесь, в Жлобине, в районной газете, а после переезда из Белоруссии - в изданиях ряда ныне зарубежных государств, в том числе занимался и освещением деятельности президента России в международных контактах. И в юриспруденции удалось себя тоже успешно попробовать.

      А теперь, последние два десятка лет занимаюсь СМИ и Интернет-технологиями. Это теперь мое очередное дело.

      Кстати, именно благодаря Интернет-технологиям, мы, выпускники 1-й школы 1967 года смогли почти 43 года спустя встретиться здесь.

    Но я тут же обратил внимание собравшихся на то, что "не только благодаря Интернет-технологиям" произошла эта встреча:

      это произошло и во многом благодаря Ивану Ивановичу Чванькову и его коллегам. Потому что только вот этот энтузиазм, который в свое время отличал наших учителей, а с некоторыми из них мы сегодня здесь встречались, поблагодарили их, у некоторых были дома и вот только-только распрощались - так вот, только энтузиазм таких подвижников, настоящих Учителей, как Вы и (я обратился к директору) Ваши коллеги, уважаемый Иван Иванович. Не ошибусь, если публично скажу: вы являетесь нынешними продолжателями традиций той первой школы. Именно вы создаете эту атмосферу доверия между учениками и учителями, вы даете необходимые знания учащимся, вы ненавязчиво направляете ребят к правильному выбору места в жизни.

      Поэтому позвольте на этом месте прерваться, чтобы отойти от микрофона и вручить Вам, дорогой Иван Иванович, и в Вашем лице коллективу нынешних педагогов школы-гимназии наш скромный букет этих прекрасных роз. (Поддержкой этого жеста были бурные аплодисменты присутствующих в зале).

    Вручив "тот самый" букет из "Планеты цветов", о котором я рассказывал в одной из предыдущих частей, я мгновенно вернулся к микрофону, продолжил "речь" - напомнил о видеосюжете, который показывался по ходу вечера: "пионер Даник" идет в школьную библиотеку и там носит горы книг в поисках знаний:

      - Мы видели, как пионер Даник осваивал библиотечную науку переноски книг в поисках нужных знаний. Так вот, я тут хочу сказать: гимназия № 1 города Жлобина отличается от многих школьных учебных заведений по ряду показателей. Вы знаете об этом лучше меня. Зато я лучше многих из присутствующих знаю, что гимназия стоит на грядках, на которых я любил рвать морковку (оживление и смех в зале) - да-да, мы в свое время жили именно здесь, на этом месте (с улыбкой пояснил я).

      А вот теперь гимназия № 1 города Жлобина с сегодняшнего дня будет отличаться от любых учебных заведений – она единственная во всей Беларуси будет в своей библиотеке иметь специальную книжную серию "Народы мира" (я показал на стопку толстых книг в прозрачной упаковке, которые перед началом вечера мои одноклассники перенесли из кабинета директора в зал и положили на одну из звуковых колонок на сцене). Это - только часть серии, которую издает мой брат Евгений Елисеенко, тоже выпускник средней школы № 1 - он ее окончил в 1966 году. К сожалению, сам он приехать не смог и попросил меня вручить эту книжную энциклопедию.

      Уверен, что те из учащихся, у кого есть тяга к знаниям о развитии человеческой цивилизации, желание узнать о культуре народов мира, смогут теперь получать необходимые знания из этих, теперь уже библиотечных, книг гимназии № 1.

    Заканчивал я свое выступление словами благодарности учителям школы №1 и их продолжателям в гимназии № 1. И, помня основной заданный мне вопрос, обращаясь в зал, я искренне сказал:

      - Каждому новому присутствующему здесь выпускнику, идущему после школы вслед за нами, очень хочу пожелать исполнения желания стать профессионалом в избранной сфере.

      Но всё, уважаемые выпускники, зависит только от вас, потому что школа не должна и не обязана - она может помочь! Тем, кто сам себе хочет помочь.

    Стопку из десятка толстых книг, а некоторые из них насчитывают по 800-900 страниц, мы уже в конце вечера передали библиотекарю. А месяц спустя, когда я опять был в Жлобине, Иван Иванович Чваньков первым делом сказал мне, что все книги учтены и являются неотъемлемой частью библиотечного фонда гимназии № 1. Мне с братом остается радоваться, что мы смогли достойно поучаствовать во всебелорусской акции "Подари книгу библиотеке!" Кстати говоря, такой же комплект этой серии от нашего имени 12 февраля был вручен и Жлобинской районной библиотеке - той самой, в которой мой брат (больше чем лично я) пропадал едва ли не каждый день после учебы.

    Но из учебных заведений Беларуси только гимназия № 1 может считаться эксклюзивным держателем этой книжной серии в своем библиотечном фонде.

    Директор гимназии был явно польщен этим подарком гимназии, а я, в свою очередь, был очень удивлен тем бурным аплодисментам, которыми присутствующие поддержали ответный ход директора гимназии - мне и брату вручили две книги о современной Белоруссии. Уверен, это – не протокольное алаверды, а искренний жест в ответ на не менее искреннее наше желание скромно отблагодарить правопреемницу своей альма-матер.

    Я поблагодарил Ивана Ивановича и тут же публично признался:

      - Всякий раз куда-то едешь, нагрузишься, но думаешь: зато обратно буду возвращаться налегке. Ан нет, не получается - мне уже в Жлобинском райисполкоме вчера несколько толстых книг вручили о Жлобине. Так что налегке буду, когда приеду домой и разгружусь (оживление в зале и аплодисменты).

    ...Ну вот, несколько протокольных моментов уже позади, а по залу плывет известная песня "Куда уходит детство".

      (Если читая этот отчет, вы хотите напеть эту или любую другую песню, рекомендую вот этот ресурс: КАРАОКЕ )

    Вообще я тут сделаю небольшое отступление - в наши времена в школе пели другие песни, даже я солировал с некоторыми из них. Вот, к примеру, эта:

      "Мы шли под грохот канонады,
      Мы смерти смотрели в лицо,
      Вперёд продвигались отряды.
      Спартаковцев смелых бойцов.
      Вперёд продвигались отряды
      Спартаковцев смелых бойцов.

      Средь них был юный барабанщик,
      В атаку он шёл впереди,
      С весёлым другом барабаном,
      С огнём большевистским в груди.
      С весёлым другом барабаном,
      С огнём большевистским в груди.

    Почему-то, правда, вот эта фраза "С огнём большевистским в груди" звучала во многих исполнениях иначе: "С огнём большевистскОЙ в груди"... Я всё больше и больше склоняюсь к мысли о том, что мы, тогдащние пионеры и школьники, глубоко не задумывались над значением произносимых слов - нам важен был образ Барабанщика, о котором мы пели с детской любовью и преданностью!

    Но мы эту песню с удовольствием пели не по той причине, что она была коммунистическая (а нам и теперь, много лет спустя, некоторые перегрето-отмороженные головы горе-политиков пытаются доказать и вменять в вину именно это), а потому что возникал образ сверстника, который был в опасности, и потому мы считали для себя святой обязанностью спасти его хотя бы громким пением этой песни! Еще бы - ведь именно о гибели мальчиша-барабанщика и именно о клятве помнить его подвиг эти слова из той же песни:

      Промчались годы боевые,
      Окончился славный поход,
      Погиб наш юный барабанщик,
      Но песня о нём не умрёт.
      Погиб наш юный барабанщик,
      Но песня о нём не умрёт.

    Вообще из своего песенного детства я помню один яркий случай - я ведь был участником детской художественной самодеятельности. И часто меня ставили солистом. И вот в 1962 году, когда я вовсю пионерил и был солистом хора районного дома пионеров, нас повезли в Гомель для выступления на телевидении. Выехали мы из Жлобина ни свет, ни заря на каком-то автобусике. Поехали через Рогачев (тогда моста через Днепр у Лебедевки не было). В общем, где-то к 15-16 часам приехали в Гомель. Нас свозили на студию телевидения - солиста 5-классника Валика Елисеенко и ансамблевую группу из 5-6 пионериков (назовем их "подпевкой"), еще раз спросили про репертуар, утвердили в моем исполнении "Гайдар шагает впереди", потом нас отправили в какую-то спортивную школу с бассейном. Тут я пропущу интереснейший эпизод, связанный с нашим неуемным желанием поплавать в этом бассейне. А как осуществить эту мечту, если постелили нам на балконе, с которого в бассейн прямого хода нет, а другие двери на ночь были заперты? Хе-хе-хе... Как бы там ни было, на следующий день где-то в районе 17 часов общественность Жлобинского района замерла у экранов немногочисленных телевизора. Мы же в это время важно разминались в студии.

    Тут очень важно подчеркнуть вот что: в те - коммунистические (!) - годы такого понятия, как "эфир в записи", НЕ БЫЛО! Всё шло вживую! И вот буквально за 5 минут до эфира я вдруг понял, что у меня исчез голос, и начал махать руками, привлекая к себе внимание. Раздался хохот подпевки и реплики типа: во, еще не попел, а уже летает... Но режиссеры и тогда были ребята ушлые - какая-то полная тетенька подошла к пионерику Валику и велела: Скажи "а-а-а-а-а". Пионерик в ответ что-то просипел. Тетушка превратилась в тетку и зычно гаркнула: "Лимон сюда!" А мне ласково сказала: не волнуйся, у меня тоже бывает - давай лимончиком закусим. Взяла меня за руку, которая дрожала от испуга за исчезнувший голос, вложила в ладошку дольку лимона и велела чуть-чуть попробовать. А потом погладила по голове и тихонько на ухо опять приказала мне: скажи "О-о-о-о-о-о". Пионерик Валик не понял, зачем нужно это "о-о-о-о-о", но на всякий случай вдруг ответил ожившим голосом: О-о-о-о-о-о-о!

    "Вот и хорошо", - ласково сказала тетя, подвела меня к линии, отмеченной мелом, показала на объектив и сказала: через 2 минуты по моей команде начинаете. И чтобы всё было нормально - репетируем без сбоя, иначе будет беда. (На самом деле, через 2 минуты включился прямой эфир. Я спел песню, меня мгновенно уволокли куда-то в угол студии, на мое место тем временем встала "подпевка" - всё шло по графику).

    В Жлобине мне потом рассказывали, что я чересчур звонко голосил про идущего впереди Гайдара и зачем-то всё время косил глазами куда-то вправо. Им было и невдомек, что я в это время смотрел на себя - справа на стуле стоял монитор без звука. Там я увидел "пионерика Валика" из Жлобина, у которого галстук разлетелся по плечам. Но поскольку никто не объяснил, что галстук можно было поправить, приходилось и петь, и глядеть за тем, чтобы галстук "не разлетался дальше"...

    Я помню, как в годы заката и развала СССР тему детских песен в советское время обсуждал с разными по политическим взглядам представителями разномастных партий. Ох уж и досталось нам от некоторых "за поддержку Советской власти своими песнями". Но никто из них всё равно не смог меня переубедить, что ничего крамольного в этих - патриотического свойства - словах нет:

      Если вновь тучи надвинутся грозные,
      Выйдут Тимуры — ребята и взрослые...
      Каждый готов до победы идти.
      Гайдар шагает впереди!

    Разве что хотелось бы, конечно, чтобы присутствовало ясное отличие того, песенного Гайдара, от "другого Гайдара" - всё-таки разные это эпохи, а тем более разные люди...

    Но вернемся в Жлобин на наш вечер встречи. Хотя и появилось ощущение некоторой затянутости представления, но предпоследний номер - большая музыкальная сценка сняла этот эффект. А потом - даже к некоторому сожалению некоторых собравшихся - вечер встречи в своей официальной части закончился.

    И вот тут каждая из групп собравшихся выпускников продолжила общение по сценарию, который заранее обсуждался и готовился в меру оргспособностей организаторов. Не знаю, как другие, но мы направились в "Подкову" - это такое подвальное кафе, в котором еда вроде не вызывает опасений, но грохот от музыкальных деяний некоего тамошнего якобы DJ, то бишь ди-джея, а вернее - псевдо-ди-джея, приближают посетителей этой кафешки к психдиспансеру.

    Я очень не завидую тем жлобинчанам, которые считают за честь быть в этом заведении постоянным посетителем. И дело даже не в том, что вам там обязательно навязывают... обязанность (!) взять на стол "того-сего" на местных 50 тысяч рэ (50000BelRub:2990=16,7$) в расчете на 1 лицо - дело именно в этой какофонии, которая нам, к примеру, не позволила нормально поговорить за столом.

    Но считать кого-то виноватым в этом выборе не приходится. Даже Оргкомитет тут ни при чем - виноваты обстоятельства. Так уж получилось, что Оргкомитет - Валя Белоусова, Лариса Быкова и автор этих строк - не знали, сможем ли собраться вместе, получится ли встреча. Тем более, что не каждый из приглашенных нами был готов к некоторой материальной нагрузке или не хотел быть обузой для нас, хотя Оргкомитет фактически взял на себя
    ОГЛАВЛЕНИЕ:
  • Часть 1-я: На пути к встрече

  • Часть 2-я: Были сборы недóлги

  • Часть 3-я: Воспоминания о будущем

  • Часть 4-я: Уметь жить прошлым

  • расходы по организации вечера встречи и львиную часть оплаты дружеского ужина. Ведь, Бог ты мой, какая же это обуза - встреча с друзьями школьной поры!?. Ну, да ладно - как вышло, так и вышло. У кого-то ведь и вовсе такой встречи никогда не было и, не исключено, не будет.

    И всё же, несмотря на эти обстоятельства, мы более-менее смогли пообщаться, узнать, у кого и как сложилась судьба и жизнь. Думаю, мы узнали самое главное - истинные одноклассники всегда готовы к встречам. А сами по себе встречи помогают жить прошлым. Это очень важно, ведь без прошлого знать будущее невозможно. Значит, надо уметь жить прошлым. А вернее - тем, что было и есть для тебя ценным в твоей прошлой жизни.

    Две дороги, два пути...
    ПРОСТО КЛИКНИ ПО СНИМКУ И СЛУШАЙ
    если: a] на компе есть плейер; б] на работе вредный сисадмин не ограничил скачивание музыки и видео...

    Две дороги, два пути
    Словно в косу заплети
    Как по Млечному пути
    Звёздною плыть рекой.
    Две тропы нехоженых,
    Две судьбы похожие.
    Только их соединить
                  очень нелегко.

    Москва - Минск - Жлобин - Минск - Москва

    Конец.

    P.S. У меня такое ощущение, что к этому материалу последует еще некое логическое послесловие. Я тогда дам знать о нём отдельно.