Хотите что-то найти на сайте? Это здесь > > >

Валентин Елисеенко
2010, Жлобин, СШ № 1: встреча выпускников-1967

И 43 года спустя место встречи
изменить нельзя, или
О вечере встречи выпускников 1967 года
СШ № 1 города Жлобина

Часть 4-я. Уметь жить прошлым


ОГЛАВЛЕНИЕ:
  • Часть 1-я: На пути к встрече

  • Часть 2-я: Были сборы недóлги

  • Часть 3-я: Воспоминания о будущем

  • Часть 4-я: Уметь жить прошлым

  • Наверное, в любой школе это мероприятие проходит примерно так же, как было и на нашем вечере этой встречи 6-го февраля 2010 года в гимназии № 1 в городе Жлобине.

    6 февраля 2010, Жлобин:
    НАШИ УЧИТЕЛЯ




    (Слева направо) Нина Кузьминична Губина и Анна Дмитриевна Шустерман


    Когда, проводя наших учительниц к калитке, я вернулся в актовый зал, увидел, что он почти полон. Мои одноклассники спокойно заняли второй ряд. И буквально я приземлился на свободное место около ребят, началось театрализованно-торжественное действо продолжительностью почти 2 часа. Мы услышали много хороших песен, увидели юморные сценки, даже видеосюжет о школьной жизни. А между песнями и танцами, сценками и скетчами поместилась и торжественная часть - выступление директора гимназии, выпускников, а потом и прощальная песня.

    Мне, к примеру, понравилось, что мероприятие не было разделено формально на две самостоятельных части: вот вам торжество, а вот вам концерт. Молодцы! Разве что чуток было затянуто. Но, извините меня, попробуйте отказаться от того или другого участника программы - сколько обиды будет!!! Поэтому время экономили участники торжественной части.

    Я специально приведу большой фрагмент первой части, чтобы читающий эти строки мог понять, как далеки наш выпуск оказался от нынешних выпусков школы! Да и слова Ивана Ивановича Чванькова об ушедших учителях наших лет обучения тоже хочу напомнить - пусть хоть таким образом мы почтим их память...

    Начался вечер с исполнения песни, которая, если я не ошибаюсь, считается гимном гимназии № 1. На вечере удалось записать ее слова:

      По ступенькам новых знаний
      Мальчик с девочкой бежит
      Открывая двери школы,
      От волненья чуть дрожит.
      Он узнает, как Гагарин
      Облетел вокруг Земли,
      И узнает, как Папанин
      Покорял снега и льды.

      Припев:
      Гимназия первая наша -
      И я благодарен судьбе.
      На свете милей нет и краше,
      Спешу я навстречу тебе.
      Гимназия первая наша -
      "Быть первой всегда и везде!"
      И этот девиз, прямо скажем,
      К лицу гимназистам вполне.
      "Быть первым" - девиз, прямо скажем
      К лицу гимназистам вполне.

      По ступенькам новых знаний
      Мальчик с девочкой бежит
      И учебник, открывая,
      Он познать весь мир спешит.
      Физик будет, математик,
      Ну, а может, журналист.
      А пока что станет парень
      Для начала медалист

      Припев:
      Гимназия первая наша -
      И я благодарен судьбе.
      На свете милей нет и краше,
      Спешу я навстречу тебе.
      Гимназия первая наша -
      "Быть первой всегда и везде!"
      И этот девиз, прямо скажем,
      К лицу гимназистам вполне.
      "Быть первым" - девиз, прямо скажем,
      К лицу гимназистам вполне.

    24/03-2010 в 22:09 на сайте "Одноклассники" Анатолий Борисенко, с которым мы виделись на вечере встречи (и он был с нами и дальше к нашему всеобщему удовольствию), сделал такую запись:

      "Классная часть очерка, за исключением не точности при установлении присут выпускников: выпуск 70года присутствовал в виде меня и ещё нескольких одноклассниках. буду рад за устранение неточности".

    Я там же, на "Одноклассниках" 25.03.2010 в 13:02 дал краткое пояснение:

      Анатолий, конечно же, неточность устраняется. В видеозаписи этот момент абсолютно таков, как описан у меня в 4-й части очерка.

      Я, кстати, сам помнил - говорилось ведь о 1970-м годе, был же там точно кто-то!!! (Да и в заготовке 5-й части (послесловия) есть пометка: Борисенко - вып1970, дочь ЛФ - узнать-уточнить").

      Уж извини, пожалуйста, не со зла сия неточность -уже исправил, но и кое-что дополнил - как раз напротив перечисления выпускников по годам выделено в специальной таблице.

    А теперь добавлю вот что. Конечно, почти 2 месяца спустя сложно устанавливать истину. Но я не случайно сослался на видеозапись - там есть и изображение, и... звук. Именно это позволило мне описывать ход вечера таким образом, как это здесь представлено. Вообще-то я бы хотел, чтобы после упоминания выпускников каждого года выпуска звучала овация. Но самое главное - то, что мы этой пометкой устраняем невольную неточность. И, как автор, я этот фрагмент переписываю теперь таким образом:

      1970-й
             - сказать, что возникла овация, было бы неверно. Те из выпускников, кто были в зале (например, Толя Борисенко), конечно же, хлопали себе от души. Еще кто-то аплодировал. Но если бы в зале был весь выпуск 1970-го года, можно представить себе, какой была бы овация. По сравнению с ней аплодисменты этому выпуску в 2010 году мне показались "тишиной на фоне какого-то внутреннего гула то ли сожаления, то ли сочувствия, то ли недоумения"...

    С искренним уважением -
    Валентин

    А затем через несколько минут началась перекличка поколений выпускников "школы № 1 - гимназии № 1" города Жлобина.

    Конечно, самые бурные аплодисменты организовали себе "свеженькие" - те, которые окончили гимназию летом прошлого года.

    - Год 2009-й - обозначили их ведущие вечера.
           Раздались бурные аплодисменты.

    - Год 2008-й - напомнили ведущие.
           Аплодисменты оказались чуть тише.

    - Год 2007-й.
           Аплодисменты стали еще жиже.

    ...

    - Год 2004-й.
           Аплодисменты стали совсем жиже.

    ...

    - Год 2003-й.
           В ответ несколько хлопков.

    - 2002-й.
           Аплодисментов не было, лишь кто-то на прежней ноте радостно прокричал: "У-у-у-у".

    - 2001-й год!
           Тишина. Да-да, такая тишина, что даже стало страшновато за молчание - может, выпускники 2001-го не расслышали? Ан нет, их просто не было в зале.

    - 2000-й год.
           Пара секунд пауза, потом кто-то - видимо, из футбольных болельщиков - слегка присвистнул.

    Ведущие стали быстрее перелистывать календарь выпусков:

    1995-й
           - тишина,

    1985-й
           - тишина,

    1980-й
           - тишина,

    1970-й
           - тишина на фоне какого-то внутреннего гула то ли сожаления, то ли сочувствия, то ли недоумения.
                   К описанию этой части переклички
                   см. специальное пояснение -
                  в таблице справа.

    - 1967-й.
           Не скажу, что мы взорвали зал своими аплодисментами, но все присутствовавшие поняли - а вот выпускники этого года в зале есть. Потому что мы аплодировали себе достойно - как бы "с чувством, с толком, с расстановкой" :-) И поэтому многие в зале в ответ даже помогли усилить фон наших аплодисментов своим одобрительным гулом и хлопками.

    Вряд ли стоит останавливаться здесь на размышлениях по поводу такого "многолетнего провала" в перечне присутствующих выпускников, ибо, как ни крути, а жизнь - коварное явление: кому-то, кого уже и не ожидал увидеть, позволяет явиться из небытия, а кого-то задвигает проблемами настолько далеко, что появиться он может лишь много лет спустя.

    Да и размышлять над всем этим было особо некогда - ведущие пригласили на сцену Ивана Ивановича Чванькова. Обращаясь к собравшимся, директор гимназии отметил: "Сегодня, в первую субботу февраля, во всех школах нашей страны проходят именно такие встречи - встречи выпускников разных лет. Хотя в календаре этот день и не обозначен красным цветом, но, тем не менее, сегодня праздничный день - это праздник и для выпускников, и для школ. Это - ПРАЗДНИК ВСТРЕЧИ!"

    Конечно же, этот день дает возможность выпускникам вспомнить свою школу, годы своей учебы, своих учителей и свою первую учительницу. "У каждого человека была своя школа, потому она и остается в памяти навсегда", - подчеркнул И.И. Чваньков. Он также заметил: конечно, время меняет всех нас - на фотографиях наших классов остались девочки с косичками и бантами или вихрастые мальчики. А еще остаются и воспоминания о том пути, который каждый из нас прошел во время учебы в школе.

    Наверное, именно поэтому выпускники с грустью на лице, с ностальгией вспоминают ту пору - свое удивительное детство.

    А вообще сама школа всегда ждет своих выпускников и рада каждому из них, когда они, будучи уже взрослыми, самостоятельными людьми, вновь переступают порог своей родной школы.

    Затем Иван Иванович кратко рассказал гостям о том, кто в эти годы учит будущих выпускников первой гимназии - это 82 педагога. А в самой гимназии в нынешнем учебном году обучается 882 ученика - 42 класса-комплекта. "Педагогический коллектив нашего учебного заведения постоянно находится в поисках новых технологий обучения, - отметил директор гимназии № 1. - Тема, над которой работает каждый учитель гимназии, это - развитие основательного интереса и творческой активности учащихся через инновационную деятельность..."

    6 февраля 2010, Жлобин:
    ЭКСКУРСИЯ ПО ГИМНАЗИИ

    Один из классов гимназии директору удалось оборудовать "умной" (электронной) доской, и Иван Иванович показал нам ее с особым удовольствием


    Зал хореографии мы разглядывали не c меньшим интересом.
    Иван Иванович, кстати, сообщил, что в гимназии сейчас внедряется "проектная деятельность учителя и проектная деятельность ученика".

    После краткого описания сути нынешней деятельности учебного заведения, директор гимназии № 1 не забыл назвать и тех учителей, на которых равняются коллеги и которых боготворят их ученики. О реакции самих учеников свидетельствовали аплодисменты присутствующих. Итак, вот список тех учителей, которые были названы на вечере встречи выпускников:

      Громович Валентина Петровна, учитель белорусского языка и литературы, классный руководитель 2008 года;
      Исаенко Елена Владимировна, учитель белорусского языка и литературы, которая уже 16 лет работает в гимназии;
      Сапронова Инна Викторовна, классный руководитель 2006 года;
      Коваль Лилия Михайловна, учитель русского языка и литературы, классный руководитель 2006 года;
      Зарецкая Татьяна Александровна, учитель математики;
      Мельникова Людмила Николаевна, учитель математики и информатики;
      Есис Елена Васильевна, учитель географии, которая отдала первой школе и гимназии 17 лет;
      Лашкевич Галина Ивановна, учитель истории;
      Нижникова Ольга Александровна, учитель-мастер, заместитель директора школы по учебно-методической работе;
      Комарова Людмила Федоровна, учитель истории;
      Запотылок Светлана Романовна, учитель немецкого языка;
      Казачонок Владимир Иванович, учитель физической культуры и здоровья;
      Евсеева Елена Владимировна, заведующая школьной библиотекой...

    Из-за аплодисментов - то очень бурных, то "обычных", которыми присутствующие выражали свои эмоции и благодарность практически каждому из названных учителей, я не смог, к сожалению, расслышать фамилии некоторых педагогов. И заранее приношу извинение тем, чью фамилию, возможно, привожу здесь искаженно - мы в любом случае исправим ошибки, ведь в гимназии эти материалы читают...

    Назвал Иван Иванович и некоторых учеников-выпускников, которые "прославляют нашу гимназию своими яркими делами". И одному из них - Игорю Чернявскому - на вечере была вручена Почетная грамота Окружного управления образования Юго-Западного округа города Москвы, которая поступила как раз накануне вечера. Этой грамотой была высоко оценена проектная работа ученика гимназии № 1 г. Жлобина.

    Игорь тоже был на вечере, и под аплодисменты ему, ныне отлично успевающему студенту 2-го курса геофака Гомельского госуниверситета.

    А потом Иван Иванович Чваньков произнес слова, которые свидетельствуют о том, что коллектив гимназии № 1 считает себя правопреемником средней школы № 1. Я имею в виду ту часть выступления директора гимназии, которая включала в себя скорбный список имен ушедших учителей нашей поры.

    Их назвали на вечере, и мы вставанием помянули светлую память своих ушедших педагогов, в числе которых были названы и учителя именно наших лет:

    НАШИ УЧИТЕЛЯ,
    К О Т О Р Ы Е    У Ш Л И ,
    НО ОСТАЮТСЯ В НАШЕЙ ПАМЯТИ

    КАЗЯТНИКОВ Александр Терентьевич,
    ЛОВЕЦКИЙ Сергей Михайлович,
    РУБАНОВА Александра Парфеновна,
    СМИРНОВА Вера Георгиевна,
    СЫСОЕВА Ирина Васильевна,
    ТОЛКАЧЁВ Иван Федорович
                  (директор школы в годы нашей учебы),
    ХАЙКИНА (Окунь) Евгения Борисовна,
    ХОМЕНКОВА Нина Васильевна,
    ЧАЙДАКОВА Анастасия Николаевна,
    ЧАЙДАКОВ Николай Мефодьевич
                  (наш классный руководитель),

    а также ряд других учителей, имена которых тоже назвали на вечере:
    ВЫДРЕНКОВА Валентина Ивановна,
    ГУБАНОВА Лидия Емельяновна,
    БАЙДАЛОВА Лариса Галактионовна,
    ПОЛТОРАН Анфиса Филипповна
                  (многолетний завуч СШ № 1
                  по учебно-воспитательной работе).

    А потом Иван Иванович обратился к истории первой школы и сказал очень теплые слова, адресованные именно нам:

    - Я очень рад адресовать теплые слова приветствия тем, кого не учил - это ученики не моего выпуска, но это выпускники нашей бывшей школы № 1. Это выпускники 1967 года - они сидят здесь сегодня в первом и втором рядах. Кто-то приехал из-за пределов Беларуси. Уверен, что вы сегодня увидите и услышите их. А пока давайте поприветствуем их аплодисментами.

    Мы, конечно, и сами охотно поддержали эту "отдельную овацию" в честь самих себя...

    Пожелав всем присутствующим счастья и здоровья, директор гимназии занял место в зале. Вечер между тем продолжался. На сцене, сменяя друг друга, к участникам вечера обращались многочисленные участники школьной художественной самодеятельности. И глядя на лица первоклашек и более старших ребят, выражавших нам через песни и танцы свои теплые чувства, я вдруг поймал себя на мысли о том, что традиции старой первой школы никуда не исчезли. Да, время многое стирает, но ему неподвластно отбить у талантливых школьников охоту к самовыражению - ребята хотят признания не только в классе и школы, но и во время ответственных публичных событий. И потому наши аплодисменты были им естественной наградой за очень искреннее участие в этом событии.

    По ходу концертно-театрализованного представления в честь выпускников ведущие обратились к некоторым из них с конкретным вопросом: "Как вы думаете, что изменилось в школе с того момента, как вы окончили ее? Что вам запомнилось в годы учебы больше всего? Чего вы хотели бы пожелать выпускникам?"

    Когда наступил черед ответить на этот вопрос Валентине Белоусовой, она сказала:

      "Знаете, хочется, как всегда, пожелать успеха..."

      А потом, вглядываясь в зал, сказала:

      6 февраля 2010, Жлобин:
      УЧАСТНИКИ ВЕЧЕРА В ГИМНАЗИИ

      Вступительной речью вечер встречи выпускников открыл директор гимназии № 1 Иван Иванович Чваньков.


      Выпускника гимназии Игоря Чернявского почетная грамота из Москвы нашла на этом вечере.


      Зал: участники встречи. На переднем плане (слева направо) Слава Спевак и Коля Савицкий (зажмурился - видать, блаженствует:-)


      Зал: участники встречи. На среднем плане (слева направо) Валя Швецова и Надя Луцкевич


      Валентин Белоусова призвала участников вечера держать открытыми двери дома для Любви, Здоровья и Благополучия.


      Зал: участники встречи. На среднем плане (слева направо) Валя Швецова, Надя Луцкевич и Лариса Быкова


      Вау! Знакомые всё лица: на переднем плане (слева направо) опять Слава Спевак и Коля Савицкий


      Заключительная музыкальная сценка - яркий аккорд вечера.
      "Хочу обратиться к одной очень хорошей притче. Однажды в очень сильную грозу шли по дороге Любовь, Здоровье и Благополучие. И во время грозы подошли к первому попавшемуся дому, постучали в дверь.

      Вышел хозяин, и они просятся: пустите нас, пожалуйста, мы очень замерзли. Хозяин отвечает: но у нас в доме только одна кровать, мы можем только кого-то одного принять. Тогда они отвечают: а вы посоветуйтесь, кого сможете принять. Пока муж с женой советовались, гроза закончилась, засветило солнышко. И троица ушла.

      И мне очень хочется пожелать вам всем, чтобы двери вашего дома всегда были открыты для Любви, Здоровья и Благополучия.

      Удачи вам!"

    Надо сказать, что нашу Валю зал слушал очень внимательно - стояла такая тишина, что аплодисменты после ее пожелания удачи оказались сродни раскатам овации. Вот вам и учительское дарование - ведь наша Валя проработала в Жлобине и обычной учительницей, и директором школы. И сейчас, находясь уже на пенсии, всё еще подрабатывает. Как говорится, талант не пропьешь, тем более если это - талант педагога!

    А в следующих выступлениях своим последователям - выпускникам 2010 года - бывшие выпускники гимназии и школы желали успешной сдачи выпускных экзаменов, поступления в вузы. Но главное - быть достойными учениками своей родной школы!

    Тут надо сказать, что ведущие очень хорошо чувствовали зал. И, чтобы концертная программа не казалась затянутой, "разбавляли" ее выступлениями выпускников школы - благо, в зале нас было много. Кстати говоря, когда буквально перед началом вечера у нас спросили, кого мы бы делегировали для выступления от своего года выпуска, ребята как-то дружно посмотрели на меня и безапелляционно вынесли свой вердикт: ОН! С одной стороны, вроде смешно. Но ведь на самом деле очень ответственно.

    Однако деваться было некуда - спорить я не стал, да и кое-какие мысли все-таки появились под "неслышный стук" колес люкс-вагона во время перемещения по железной дороге из Москвы в Жлобин.

    По ходу вечера одна из девушек-ведущих задала новый вопрос:

    "Сбылись ли ваши мечты и планы, удалось ли добиться того, о чем мечтали в школе?"

    И тут же объявила, что для ответа на эти вопросы на сцену (к микрофону) для выступления приглашается "от имени всей группы выпускник 1967 года, российский корреспондент... (названы мои фамилия, имя, отчество)"

    Я знал, что меня на вечере тоже "должны вызвать к доске" для публичного ответа. Но, по правде говоря, не ожидал, что после "вызова" на этот ковер буквально в считанные секунды взбегу-взлечу на сцену (а мямлить с выходом было бы просто некрасиво, тем более что в 60 лет некоторые из нас, ну, я имею в виду Колю Савицкого - смотрите фотоснимок в 1-й части очерка - выделывают такие па, которые не каждому по плечу и в 18 лет!).

    Пока меня объявили и пока я "взлетал" на сцену, в зале фоном звучала известная каждому нынешнему первоклашке песня "Учат в школе":

      "Буквы разные писать
      Тонким перышком в тетрадь.
      Учат в школе, учат в школе,
      учат в школе.
      Вычитать и умножать,
      малышей не обижать
      Учат в школе, учат в школе,
      учат в школе".

    Итак, вот сцена, ага, вот и микрофон - главное не дышать в него: делай так, как тебя в свое время учили этому искусству на Всесоюзном радио. Говори и всматривайся в зал - этот реальный контакт запросто снимает волнение. Тем более что в зале еще не отошли от удивления по поводу твоего - не по возрасту легкого - "взлета" на сцену.

    А вот теперь, когда в последний раз прозвучало "учат в школе", - теперь говори,
    а точнее - о б щ а й с я - зал ждет!..

    (Так мысленно приказал я сам себе и начал общение с участниками вечера, помня о вопросе: "Сбылись ли ваши мечты и планы, удалось ли добиться того, о чем мечтали в школе?"):

      - Спасибо большое!

      Если кратко отвечать на вопрос, скажу так: да, сбылось всё, о чем тогда, 43 года назад мечтал - говорю об этом не ради красного словца. Ребята нашего выпуска знают, что мечтал быть юристом и о журналистике и в ней уже больше 45 лет. Журналистикой начал заниматься еще в 1-й школе, еще в 7-м классе. И вот "последние" 45 лет занимался журналистикой - и здесь, в Жлобине, в районной газете, а после переезда из Белоруссии - в изданиях ряда ныне зарубежных государств, в том числе занимался и освещением деятельности президента России в международных контактах. И в юриспруденции удалось себя тоже успешно попробовать.

      А теперь, последние два десятка лет занимаюсь СМИ и Интернет-технологиями. Это теперь мое очередное дело.

      Кстати, именно благодаря Интернет-технологиям, мы, выпускники 1-й школы 1967 года смогли почти 43 года спустя встретиться здесь.

    Но я тут же обратил внимание собравшихся на то, что "не только благодаря Интернет-технологиям" произошла эта встреча:

      это произошло и во многом благодаря Ивану Ивановичу Чванькову и его коллегам. Потому что только вот этот энтузиазм, который в свое время отличал наших учителей, а с некоторыми из них мы сегодня здесь встречались, поблагодарили их, у некоторых были дома и вот только-только распрощались - так вот, только энтузиазм таких подвижников, настоящих Учителей, как Вы и (я обратился к директору) Ваши коллеги, уважаемый Иван Иванович. Не ошибусь, если публично скажу: вы являетесь нынешними продолжателями традиций той первой школы. Именно вы создаете эту атмосферу доверия между учениками и учителями, вы даете необходимые знания учащимся, вы ненавязчиво направляете ребят к правильному выбору места в жизни.

      Поэтому позвольте на этом месте прерваться, чтобы отойти от микрофона и вручить Вам, дорогой Иван Иванович, и в Вашем лице коллективу нынешних педагогов школы-гимназии наш скромный букет этих прекрасных роз. (Поддержкой этого жеста были бурные аплодисменты присутствующих в зале).

    Вручив "тот самый" букет из "Планеты цветов", о котором я рассказывал в одной из предыдущих частей, я мгновенно вернулся к микрофону, продолжил "речь" - напомнил о видеосюжете, который показывался по ходу вечера: "пионер Даник" идет в школьную библиотеку и там носит горы книг в поисках знаний:

      - Мы видели, как пионер Даник осваивал библиотечную науку переноски книг в поисках нужных знаний. Так вот, я тут хочу сказать: гимназия № 1 города Жлобина отличается от многих школьных учебных заведений по ряду показателей. Вы знаете об этом лучше меня. Зато я лучше многих из присутствующих знаю, что гимназия стоит на грядках, на которых я любил рвать морковку (оживление и смех в зале) - да-да, мы в свое время жили именно здесь, на этом месте (с улыбкой пояснил я).

      А вот теперь гимназия № 1 города Жлобина с сегодняшнего дня будет отличаться от любых учебных заведений – она единственная во всей Беларуси будет в своей библиотеке иметь специальную книжную серию "Народы мира" (я показал на стопку толстых книг в прозрачной упаковке, которые перед началом вечера мои одноклассники перенесли из кабинета директора в зал и положили на одну из звуковых колонок на сцене). Это - только часть серии, которую издает мой брат Евгений Елисеенко, тоже выпускник средней школы № 1 - он ее окончил в 1966 году. К сожалению, сам он приехать не смог и попросил меня вручить эту книжную энциклопедию.

      Уверен, что те из учащихся, у кого есть тяга к знаниям о развитии человеческой цивилизации, желание узнать о культуре народов мира, смогут теперь получать необходимые знания из этих, теперь уже библиотечных, книг гимназии № 1.

    Заканчивал я свое выступление словами благодарности учителям школы №1 и их продолжателям в гимназии № 1. И, помня основной заданный мне вопрос, обращаясь в зал, я искренне сказал:

      - Каждому новому присутствующему здесь выпускнику, идущему после школы вслед за нами, очень хочу пожелать исполнения желания стать профессионалом в избранной сфере.

      Но всё, уважаемые выпускники, зависит только от вас, потому что школа не должна и не обязана - она может помочь! Тем, кто сам себе хочет помочь.

    Стопку из десятка толстых книг, а некоторые из них насчитывают по 800-900 страниц, мы уже в конце вечера передали библиотекарю. А месяц спустя, когда я опять был в Жлобине, Иван Иванович Чваньков первым делом сказал мне, что все книги учтены и являются неотъемлемой частью библиотечного фонда гимназии № 1. Мне с братом остается радоваться, что мы смогли достойно поучаствовать во всебелорусской акции "Подари книгу библиотеке!" Кстати говоря, такой же комплект этой серии от нашего имени 12 февраля был вручен и Жлобинской районной библиотеке - той самой, в которой мой брат (больше чем лично я) пропадал едва ли не каждый день после учебы.

    Но из учебных заведений Беларуси только гимназия № 1 может считаться эксклюзивным держателем этой книжной серии в своем библиотечном фонде.

    Директор гимназии был явно польщен этим подарком гимназии, а я, в свою очередь, был очень удивлен тем бурным аплодисментам, которыми присутствующие поддержали ответный ход директора гимназии - мне и брату вручили две книги о современной Белоруссии. Уверен, это – не протокольное алаверды, а искренний жест в ответ на не менее искреннее наше желание скромно отблагодарить правопреемницу своей альма-матер.

    Я поблагодарил Ивана Ивановича и тут же публично признался:

      - Всякий раз куда-то едешь, нагрузишься, но думаешь: зато обратно буду возвращаться налегке. Ан нет, не получается - мне уже в Жлобинском райисполкоме вчера несколько толстых книг вручили о Жлобине. Так что налегке буду, когда приеду домой и разгружусь (оживление в зале и аплодисменты).

    ...Ну вот, несколько протокольных моментов уже позади, а по залу плывет известная песня "Куда уходит детство".

      (Если читая этот отчет, вы хотите напеть эту или любую другую песню, рекомендую вот этот ресурс: КАРАОКЕ )

    Вообще я тут сделаю небольшое отступление - в наши времена в школе пели другие песни, даже я солировал с некоторыми из них. Вот, к примеру, эта:

      "Мы шли под грохот канонады,
      Мы смерти смотрели в лицо,
      Вперёд продвигались отряды.
      Спартаковцев смелых бойцов.
      Вперёд продвигались отряды
      Спартаковцев смелых бойцов.

      Средь них был юный барабанщик,
      В атаку он шёл впереди,
      С весёлым другом барабаном,
      С огнём большевистским в груди.
      С весёлым другом барабаном,
      С огнём большевистским в груди.

    Почему-то, правда, вот эта фраза "С огнём большевистским в груди" звучала во многих исполнениях иначе: "С огнём большевистскОЙ в груди"... Я всё больше и больше склоняюсь к мысли о том, что мы, тогдащние пионеры и школьники, глубоко не задумывались над значением произносимых слов - нам важен был образ Барабанщика, о котором мы пели с детской любовью и преданностью!

    Но мы эту песню с удовольствием пели не по той причине, что она была коммунистическая (а нам и теперь, много лет спустя, некоторые перегрето-отмороженные головы горе-политиков пытаются доказать и вменять в вину именно это), а потому что возникал образ сверстника, который был в опасности, и потому мы считали для себя святой обязанностью спасти его хотя бы громким пением этой песни! Еще бы - ведь именно о гибели мальчиша-барабанщика и именно о клятве помнить его подвиг эти слова из той же песни:

      Промчались годы боевые,
      Окончился славный поход,
      Погиб наш юный барабанщик,
      Но песня о нём не умрёт.
      Погиб наш юный барабанщик,
      Но песня о нём не умрёт.

    Вообще из своего песенного детства я помню один яркий случай - я ведь был участником детской художественной самодеятельности. И часто меня ставили солистом. И вот в 1962 году, когда я вовсю пионерил и был солистом хора районного дома пионеров, нас повезли в Гомель для выступления на телевидении. Выехали мы из Жлобина ни свет, ни заря на каком-то автобусике. Поехали через Рогачев (тогда моста через Днепр у Лебедевки не было). В общем, где-то к 15-16 часам приехали в Гомель. Нас свозили на студию телевидения - солиста 5-классника Валика Елисеенко и ансамблевую группу из 5-6 пионериков (назовем их "подпевкой"), еще раз спросили про репертуар, утвердили в моем исполнении "Гайдар шагает впереди", потом нас отправили в какую-то спортивную школу с бассейном. Тут я пропущу интереснейший эпизод, связанный с нашим неуемным желанием поплавать в этом бассейне. А как осуществить эту мечту, если постелили нам на балконе, с которого в бассейн прямого хода нет, а другие двери на ночь были заперты? Хе-хе-хе... Как бы там ни было, на следующий день где-то в районе 17 часов общественность Жлобинского района замерла у экранов немногочисленных телевизора. Мы же в это время важно разминались в студии.

    Тут очень важно подчеркнуть вот что: в те - коммунистические (!) - годы такого понятия, как "эфир в записи", НЕ БЫЛО! Всё шло вживую! И вот буквально за 5 минут до эфира я вдруг понял, что у меня исчез голос, и начал махать руками, привлекая к себе внимание. Раздался хохот подпевки и реплики типа: во, еще не попел, а уже летает... Но режиссеры и тогда были ребята ушлые - какая-то полная тетенька подошла к пионерику Валику и велела: Скажи "а-а-а-а-а". Пионерик в ответ что-то просипел. Тетушка превратилась в тетку и зычно гаркнула: "Лимон сюда!" А мне ласково сказала: не волнуйся, у меня тоже бывает - давай лимончиком закусим. Взяла меня за руку, которая дрожала от испуга за исчезнувший голос, вложила в ладошку дольку лимона и велела чуть-чуть попробовать. А потом погладила по голове и тихонько на ухо опять приказала мне: скажи "О-о-о-о-о-о". Пионерик Валик не понял, зачем нужно это "о-о-о-о-о", но на всякий случай вдруг ответил ожившим голосом: О-о-о-о-о-о-о!

    "Вот и хорошо", - ласково сказала тетя, подвела меня к линии, отмеченной мелом, показала на объектив и сказала: через 2 минуты по моей команде начинаете. И чтобы всё было нормально - репетируем без сбоя, иначе будет беда. (На самом деле, через 2 минуты включился прямой эфир. Я спел песню, меня мгновенно уволокли куда-то в угол студии, на мое место тем временем встала "подпевка" - всё шло по графику).

    В Жлобине мне потом рассказывали, что я чересчур звонко голосил про идущего впереди Гайдара и зачем-то всё время косил глазами куда-то вправо. Им было и невдомек, что я в это время смотрел на себя - справа на стуле стоял монитор без звука. Там я увидел "пионерика Валика" из Жлобина, у которого галстук разлетелся по плечам. Но поскольку никто не объяснил, что галстук можно было поправить, приходилось и петь, и глядеть за тем, чтобы галстук "не разлетался дальше"...

    Я помню, как в годы заката и развала СССР тему детских песен в советское время обсуждал с разными по политическим взглядам представителями разномастных партий. Ох уж и досталось нам от некоторых "за поддержку Советской власти своими песнями". Но никто из них всё равно не смог меня переубедить, что ничего крамольного в этих - патриотического свойства - словах нет:

      Если вновь тучи надвинутся грозные,
      Выйдут Тимуры — ребята и взрослые...
      Каждый готов до победы идти.
      Гайдар шагает впереди!

    Разве что хотелось бы, конечно, чтобы присутствовало ясное отличие того, песенного Гайдара, от "другого Гайдара" - всё-таки разные это эпохи, а тем более разные люди...

    Но вернемся в Жлобин на наш вечер встречи. Хотя и появилось ощущение некоторой затянутости представления, но предпоследний номер - большая музыкальная сценка сняла этот эффект. А потом - даже к некоторому сожалению некоторых собравшихся - вечер встречи в своей официальной части закончился.

    И вот тут каждая из групп собравшихся выпускников продолжила общение по сценарию, который заранее обсуждался и готовился в меру оргспособностей организаторов. Не знаю, как другие, но мы направились в "Подкову" - это такое подвальное кафе, в котором еда вроде не вызывает опасений, но грохот от музыкальных деяний некоего тамошнего якобы DJ, то бишь ди-джея, а вернее - псевдо-ди-джея, приближают посетителей этой кафешки к психдиспансеру.

    Я очень не завидую тем жлобинчанам, которые считают за честь быть в этом заведении постоянным посетителем. И дело даже не в том, что вам там обязательно навязывают... обязанность (!) взять на стол "того-сего" на местных 50 тысяч рэ (50000BelRub:2990=16,7$) в расчете на 1 лицо - дело именно в этой какофонии, которая нам, к примеру, не позволила нормально поговорить за столом.

    Но считать кого-то виноватым в этом выборе не приходится. Даже Оргкомитет тут ни при чем - виноваты обстоятельства. Так уж получилось, что Оргкомитет - Валя Белоусова, Лариса Быкова и автор этих строк - не знали, сможем ли собраться вместе, получится ли встреча. Тем более, что не каждый из приглашенных нами был готов к некоторой материальной нагрузке или не хотел быть обузой для нас, хотя Оргкомитет фактически взял на себя
    ОГЛАВЛЕНИЕ:
  • Часть 1-я: На пути к встрече

  • Часть 2-я: Были сборы недóлги

  • Часть 3-я: Воспоминания о будущем

  • Часть 4-я: Уметь жить прошлым

  • расходы по организации вечера встречи и львиную часть оплаты дружеского ужина. Ведь, Бог ты мой, какая же это обуза - встреча с друзьями школьной поры!?. Ну, да ладно - как вышло, так и вышло. У кого-то ведь и вовсе такой встречи никогда не было и, не исключено, не будет.

    И всё же, несмотря на эти обстоятельства, мы более-менее смогли пообщаться, узнать, у кого и как сложилась судьба и жизнь. Думаю, мы узнали самое главное - истинные одноклассники всегда готовы к встречам. А сами по себе встречи помогают жить прошлым. Это очень важно, ведь без прошлого знать будущее невозможно. Значит, надо уметь жить прошлым. А вернее - тем, что было и есть для тебя ценным в твоей прошлой жизни.

    Две дороги, два пути...
    ПРОСТО КЛИКНИ ПО СНИМКУ И СЛУШАЙ
    если: a] на компе есть плейер; б] на работе вредный сисадмин не ограничил скачивание музыки и видео...

    Две дороги, два пути
    Словно в косу заплети
    Как по Млечному пути
    Звёздною плыть рекой.
    Две тропы нехоженых,
    Две судьбы похожие.
    Только их соединить
                  очень нелегко.

    Москва - Минск - Жлобин - Минск - Москва

    Конец.

    P.S. У меня такое ощущение, что к этому материалу последует еще некое логическое послесловие. Я тогда дам знать о нём отдельно.